ПРЕДРАССУДОК

ПРЕДРАССУДОК букв.-мнение, предшествующее
рассудку, усвоенное некритически, без размышления. П. называются иррациональные
компоненты обществ, и индивидуального сознания - суеверия, связанные с
религией, и предубеждения. Предубеждение - это неблагоприятная социальная
установка к к.-л. явлению; не основанное на критически проверенном опыте,
стереотипное и эмоционально окрашенное, оно тем не менее весьма устойчиво
и плохо поддаётся изменению под влиянием рациональной информации. Особенно
живучи нац. и расовые предубеждения. Предубеждения существуют и в др. сферах
обществ. психологии.


Как всякий социально-психологич. стереотип,
этнич. предубеждения имеют двоякие корни - социально-экономические и психологические.
Этнич. предубеждения, чувства расовой и нац. вражды коренятся в объективных
условиях жизни общества, ставящих людей во враждебные отношения друг к
другу. Недоверие и подозрительность к "чужаку" заложены уже в этноцентризме
первобытного мышления, кругозор к-рого по необходимости ограничен рамками
своего собств. рода и племени. "Мы" определяется через соотнесение и противопоставление
каким-то другим - "Они". С развитием обмена, межплеменного общения представления
людей о др. этнич. общностях усложняются, однако содержание и эмоциональная
окраска этих представлений всегда отражают конкретную историю взаимоотношений
соответствующих групп. Нейтральные или дружеств. отношения порождают нейтральные
или положительные стереотипы; зависимая, подчинённая группа с более низким
уровнем цивилизации вызывает к себе снисходительно-пренебрежительное отношение,
наделяется чертами детской наивности и интеллектуальной неполноценности
(типичный образ "туземца" в колониальном фольклоре 19 в.); группа-конкурент,
напротив, воспринимается как враждебная и опасная, её представители наделяются
чертами агрессивности, коварства, моральной ненадёжности. Соответствующие
стереотипы прочно закрепляются в массовом сознании и освящаются религией.
В условиях классовоантагонистич. общества этнич. предубеждения не только
стихийно вырастают из недр массовой психологии как специфическая, хотя
и искажённая форма символизации социальных конфликтов, но и сознательно
распространяются и пропагандируются реакц. классами в целях разобщения
трудящихся, отвлечения их внимания от коренных социальных проблем. Поэтому
необходимые предпосылки ликвидации всех нац. и расовых предубеждений -
уничтожение классов и эксплуатации человека человеком, широкая воспитат.
работа в условиях социали-стич. общества.


Однако предубеждения - не только социальный,
но и психологич. феномен. Один и тот же по своему объективному содержанию
стереотип в одном случае является просто средством приспособления к социальной
ситуации (напр., расистские установки в обществе, в к-ром расовое неравенство
является нормой), а в другом - защитным механизмом личности, к-рая проецируег
на "чужака" свои собств. неосознаваемые качества. Психологич. трактовка
нац. и иных предубеждений, если она претендует заменить социально-историческую,
классовый анализ, реакционна и несостоятельна. Однако изучение диалектики
когнитивных (познавательных), эмоциональных и волевых компонентов предубеждения
или соотношения социальной установки и реального поведения имеет важное
значение для выработки эффективных способов воспитания. И. С. Кон.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я