ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ одна из основных категорий
синтаксиса,
противопоставленная
слову и словосочетанию по формам, значению и функциям. В широком смысле
- это любое (от развёрнутого синтаксич. построения - в письм. тексте от
точки до точки - до отд. слова или словоформы) высказывание (фраза), являющееся
сообщением о чём-либо и рассчитанное на слуховое (в произнесении) или зрительное
(на письме) восприятие. В узком, собственно грамматич., смысле П. - это
имеющая в своей основе спец. абстрактный образец (модель) особая синтаксич.
конструкция, организованная по законам данного языка и специально предназначенная
для того, чтобы быть сообщением. В зависимости от цели сообщения П. могут
быть повествовательными, вопросительными или побудительными (возможны и
другие, более частные классификации).


П. может быть простым или сложным. Простое
П. как элементарная синтаксич. конструкция (т. н. нераспространённое) состоит
из двух (реже - более) форм слов (конституирующих компонентов), объединённых
друг с другом специфическим, существующим только в П. синтаксич. отношением
(т. н. предикативным), либо из одной формы слова (напр., "Ученик пишет";
"Воды прибывает"; "Простить значит забыть"; "Ночь"; "Светает"). П. могут
быть распространены (т.н. распространённые предложения) по правилам при-словных
связей - согласования, управления, примыкания, либо словоформами,
распространяющими П. в целом (напр., "Для неё простить значит забыть";
"На Камчатке сейчас уже ночь"), либо причастными, деепричастными и др.
оборотами и спец. распространяющими формами слов, союзными сочетаниями
и др.


Элементарный отвлечённый образец, по к-рому
строится нераспространённое П., может быть представлен символически, напр.
формула N1-Vf передаёт конструкцию нераспространённого П. типа "Ученик
пишет" (N1: лат. nomen -имя, 1-именит. падеж; Vf- verbum
finitum - спрягаемая форма глагола). Такая абстрагированная конструкция
наз. отвлечённым образцом П. или его моделью, формулой, структурной схемой.
Эти схемы классифицируются по разным основаниям (односоставные - двусоставные,
свободные и ограниченные со стороны лек-сико-семантич. состава, имеющие
или не имеющие парадигматич. свойства и др.). Каждый язык имеет свою систему
структурных схем. Отд. схемы в разных языках могут совпадать, но системы
в целом всегда различаются. Для индоевроп. языков характерны т. н. двусоставные
структурные схемы, содержащие сказуемое, т. е. глагол в личной форме (или
форму др. слова в той же позиции), и подлежащее, т. е. форму именит. падежа
имени (или инфинитив в той же позиции). Сказуемое как компонент схемы всегда
обозначает осуществляющийся во времени признак (действие, состояние, свойство,
качество), а подлежащее-субъект, т. е. носителя или производителя этого
признака (при распространении П. значение субъекта может перемещаться и
сосредоточиваться в распространяющейся словоформе). Индоевроп. языкам принадлежат
и многие другие модели, в т. ч. односоставные (состоящие или из одного
компонента, или двукомпонентные, но не членящиеся на подлежащее и сказуемое).
Структурные схемы лежат в основе построенных по их образцу конкретных предложений,
напр. П. "Ученик пишет", "Наступила ночь", "Теплится надежда" построены
по схеме N1- Vf; "Сын - рабочий", "Москва - столица", "Ель - дерево"
- по схеме N1 - N1и т. д. Структурная схема лишена интонации.
Но каждое П., построенное по той или иной схеме, и все его формы и модификации
(синтаксич. изменения) обязательно имеют определённую интонацию (интонац.
контур). П. совмещает в одной грамматич. форме неск. значений разной степени
абстракции. Во-первых, сама структурная схема П. имеет отвлечённое значение,
общее для всех структурных схем, т. н. предикативность. Значение
предикативности, заложенное в схеме, переносится в конкретное П. и модифицируется
в парадигме П., т. е. в разных его формах, выражающих значения реальности
и ирреальности. Однако в конкретных П. на значение предикативности накладывается
новое, иного качества значение, идущее от позиций, т. е. от компонентов
схемы и от их отношений, а также от лексич. семантики слов, заполнивших
эти позиции (напр., "Ученик пишет" - субъект - его активное действие; "Гром
гремит" -субъект - его наличие, существование; "Светает" - наличие бессубъектного
состояния и т. д.). Такие значения относятся к семантич. структуре П. Предложения,
имеющие разную грамматич. организацию, но одинаковую семантич. структуру,
в нек-рых исследованиях рассматриваются как трансформы, т. е. преобразования
одного в другое, напр. "Наступает вечер" - "Вечереет"; "Гремит гром" -
"Гром"; "Сын учится"-"Сын -учащийся" и т. п.


Третий вид значения предложения -распределение
функциональной нагрузки его членов - выражается актуальным членением
предложения.



Сложное П.- объединение двух (или более)
простых П. средствами союзов, союзных слов или союзных частиц (в сочетании
с определённой интонацией, а часто также и при поддержке лексики) в некое
новое синтаксич. образование, части к-рого вступают друг с другом в определённые
синтаксич. отношения. При этом одна из частей может претерпевать существенные
структурные изменения либо вообще иметь такую формальную организацию, к-рая
простому П. не свойственна. В зависимости от того, какие средства связывают
части сложного П., эти П. делятся на сложносочинённые (с взаимно независимыми
частями) и сложноподчинённые (с "главной" и "придаточной" частью); однако
внутр. отношения частей и в том, и в др. случае часто оказываются не совпадающими
с формальной организацией сложного П., и семантич. типы сложносочинённых
и сложноподчинённых П. перекрещиваются.


И в рус., и в зап.-европ. лингвистике П.
и его компоненты долгое время изучались как категории, совпадающие с логич.
суждением и его частями (нем. учёный К. Беккер, рус. учёные Н. И. Греч,
Ф. И. Буслаев) либо с психологич. актом коммуникации (Ф. Ф. Фортунатов,
А. А. Шахматов). В изучении П. как собственно языковой, синтаксич. категории,
имеющей свои формальные и смысловые (содержательные) характеристики, сложилось
неск. направлений, связанных: 1) с учением о П. как о сложной неодноуровневой
структуре, одновременно репрезентирующей собою неск. ступеней языковой
абстракции (чеш. учёные В. Матезиус, М. Докулил, Ф. Да-неш); 2) с теорией
порождающей грамматики и трансформац. синтаксиса [амер. учёные Н. Хомский,
3. Харрис, Д. Ворт, нем. (ГДР) учёный Р. Ружичка]; 3) с разными учениями
о П. как о синтаг-матич. цепи связей и отношений, об "аранжировке слов"
(нем. учёный И. Рис; амер. учёный Л. Блумфилд; голл. учёный А. де Гроот;
франц. учёный Л. Теньер; сов. учёный А. М. Му-хин); 4) с анализом П. прежде
всего как единицы значения (дат. учёный О. Есперсен; сов. учёный Л. В.
Щер-ба), в 60-70-е гг. - в аспекте теории "глубинных и поверхностных структур"
и "препозитивной номинации" (англ. учёный А. Гардинер; нем. учёный У. Вайн-райх;
сов. учёные В. Г. Гак, Н. Д. Арутюнова). Активно исследуются парадигма-тич.
связи и отношения П., организующие их в определённые системы (Д. Ворт,
чеш. учёные П. Адамец, В. Грабе; сов. учёные Н. Ю. Шведова, Т. П. Ломтев).


Лит.: Виноградов В. В., Основные
вопросы синтаксиса предложения, в сб.: Вопросы грамматического строя, М.,
1955; Пешковский А. М., Интонация и грамматика, в его кн.: Избранные труды,
М., 1959; Курилович Е., Основные структуры языка: словосочетание и предложение,
в его кн.: Очерки по лингвистике, М., 1962; Мельничук А. С., Аспекты общей
теории предложения как единицы речи, в кн.: Проблемы языкознания, М., 1967;
Мухин А. М., Структура предложений и их модели, М., 1968; Грамматика современного
русского литературного языка, М., 1970; Общее языкознание, ч. 2-Внутренняя
структура языка, М., 1972; Шведова Н. Ю., О соотношении грамматической
и семантической структуры предложения, в кн.: Славянское языкознание, М.,
1973; Ries I., Was ist ein Satz?, в сб.: Beitrage zur Grund-legung der
Syntax, H. 3, Prag, 1931; Danes F., A three-level approach to syntax, "Travaux
linguistiques de Prague", 1966, v. 1.

Н. Ю. Шведова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я