ПРАКТИКА

ПРАКТИКА (греч. praktike, от praktikos
- деятельный, активный), материальная, чувственно-предметная, целе-полагающая
деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование
природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую
силу развития человеческого общества и познания. П. многогранна и имеет
различные уровни. В широком смысле под П. подразумевают все виды чувственно-предметной
деятельности человека, напр. педагогич., художеств., административную и
т. д. Осн. формы практич. деятельности людей - производство материальных
благ, труд, а также социально-преобразующая, революц. деятельность масс,
направленная на изменение социальных отношений. Практич. деятельность людей
охватывает и их участие в общественно-политич. жизни, борьбу классов, социальные
революции. Чувственно-предметная науч. деятельность, связанная с использованием
приборов, аппаратуры в процессе наблюдения и эксперимента,- это тоже форма
П. Под П. прежде всего разумеется не только и не столько чувственно-предметная
деятельность отд. человека, сколько совокупная деятельность человечества,
опыт всего человечества в его историч. развитии. Как по своему содержанию,
так и по способу осуществления практич. деятельность носит обществ. характер.
Совр. П. есть результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные
взаимоотношения людей с природой и друг с другом в процессе материального
и духовного производства. Будучи основным способом обществ. бытия человека,
формой его самоутверждения в мире, П. выступает как целостная система действий.
Структура П. включает в себя такие моменты, как потребность, цель, мотив,
целесообразная деятельность в виде её отд. актов, предмет, на к-рый направлена
эта деятельность, средства, с помощью к-рых достигается цель, и, наконец,
результат деятельности.


Обществ. П. находится в единстве с познават.
деятельностью человека, с теорией. Она является источником науч. познания,
его движущей силой, даёт познанию необходимый фактич. материал, подлежащий
обобщению и тео-ретич. обработке. Люди, по словам К. Маркса, никоим образом
не начинают с того, что стоят в теоретич. отношении к предметам внешнего
мира. Они начинают с того, что активно действуют, овладевают при помощи
практич. действий предметами внешнего мира, удовлетворяя свои потребности.
При
этом они фиксируют значимые для них свойства предметов, их отношения и
тем самым познают их (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2изд.,т. 19, с. 377). П. формирует самого субъекта познават. деятельности,
детерминирует строй, содержание и направление его мышления. "...Существеннейшей
и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы
человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно
тому, как человек научился изменять природу" (Энгельс Ф., там же, т. 20,
с. 545). Процесс познания на ранних ступенях развития человека непосредственно
воспроизводил приёмы практич. действий, к-рые служили основой возникновения
логич. операций. В. И. Ленин писал, что "...практика человека, миллиарды
раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики" (Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 198). Познание возникло и развивается в силу
того, что оно обеспечивает жизнедеятельность общества, выступает как практически
значимая социальная ценность. Производств. П. людей явилась основой возникновения
наук о природе. Так, практич. потребность в мореплавании породила астрономию,
а геометрия возникла из нужд земледелия.


П. обосновывает объективность содержания
знания, служит критерием, мерилом проверки истинности результатов познания.
"Точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения
теории познания" (там же, т. 18, с. 145). Только те результаты познания,
к-рые прошли проверку практикой, могут претендовать на объективное значение.
П. может быть критерием истины потому, что она как материальная деятельность
людей имеет достоинство непосредств. действительности. Она соединяет и
соотносит объект н действие, производимое в соответствии с мыслью о нём.
Именно в таком действии и проявляется истинность мысли. Вместе с тем Ленин
указывал, что, хотя успешность человеческой П. доказывает согласие наших
представлений с объективной природой вещей, "...при этом не надо забывать,
что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или
опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления.
Этот критерий тоже настолько „неопределенен", чтобы не позволять знаниям
человека превратиться в „абсолют", и в то же время настолько определенен,
чтобы вести беспощадную борьбу со всеми разновидностями идеализма и агностицизма"
(там же, с. 145-46).


Науч. знания имеют жизненный смысл лишь
в том случае, если они воплощаются в жизнь. Конечной целью познания являются
не знания сами по себе, а практич. преобразование действительности для
удовлетворения материальных и духовных потребностей общества и человека.
Практич. воплощение идей, превращение их в предметный мир представляет
собой опредмечивание (см. Опредмечивание и распредмечивание). Знания
опредмечиваются не только в языковой форме, но и в творениях материальной
культуры. "Процесс... познания и действия превращает абстрактные понятия
в законченную объективность" (там же, т. 29, с. 177). Знания и идеи дают
возможность перестраивать производство, покорять природу, развивать культуру,
осуществлять социальные преобразования.


Практич. деятельность людей н её отношение
к познанию так или иначе рассматривались в истории философии. В домарксистской
философии, когда материализму был свойствен созерцательный подход к миру,
деятельное начало в познании развивалось гл. обр. идеализмом; но последний
ограничивал деятельность, творческую активность лишь сферой духа (см. К.
Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 1). Согласно
Г. Гегелю, напр., П. суть "волевая деятельность идеи". Субъективные идеалисты
понимают под П. деятельность, обусловленную лишь волей, интуицией, подсознательным
началом. Так, прагматист У. Джемс (США) относил к П. "религиозный опыт",
т. е. чисто духовную деятельность. Нек-рые представители ревизионизма вслед
за идеалистами также сводят П. к свободной творческой самосознающей деятельности,
трактуемой как единств. форма реальности.


Правые ревизионисты односторонне трактуют
отношение общества и природы, видя в последней лишь воплощение нужд, стремлений
и ценностей человечества, что приводит к субъективистскому пониманию П.


В действительности же хотя люди и изменяют
природу, но это не означает, что она становится зависимой от духа, что
бытие будто бы включает в себя момент субъективного как активного начала.
Маркс подчёркивал, что независимо от уровня активности отношения людей
к природе в продуктах человеческого труда "...всегда остается известный
материальный
субстрат, который существует от природы, без всякого содействия человека»
(М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 51). Как неочеловеченная,
так и очеловеченная природа, общественное бытие развиваются по своим объективным,
не зависящим от субъекта закономерностям. С др. стороны, «левые» ревизионисты,
сужая сферу обществ. П., утилитарно понимают её как лишь непосредств. физич.
участие индивида в производств, или политич. деятельности.


Коренной порок идеалистич.
понимания П. состоит в метафизич. абсолютизации идеального, духовного момента
чувственно-практич. деятельности. Великая заслуга марксизма в том, что
он впервые ввёл П. в теорию познания. Поскольку практич. деятельность носит
осознанный характер, то духовное начало составляет её необходимый момент.
Диалектич. материализму чужда концепция, обособляющая материальную, практическую
и духовную, теоретич. деятельность. Между этими видами деятельности существует
нерасторжимое единство. Но это совсем не означает, что духовная деятельность
есть форма П. Марксизму также чужда концепция «...мистического тождества
практики и теории» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 211). Практич.
деятельность осуществляется с помощью материальных средств и ведёт к созданию
материальных продуктов, тогда как в духовной деятельности оперируют образами,
понятиями и создают мысли, идеи.


Теория и П. образуют единство
противоположностей, в к-ром П. принадлежит решающая роль. Диалектич. взаимосвязь
марксистско-ленинской теории и П. является важнейшим принципом строительства
социализма и коммунизма.


Лит.: Основы марксистско-ленинской
философии, 3 изд., М., 1974; Практика и познание, М., 1973. См. также лит.
при ст. Теория познания. А. Г. Спиркин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я