ПРАГМАТИЗМ

ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragma, род.
падеж pragma tos - дело, действие), субъективно-идеалистическое филос.
учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение
в 20 в. в период до 2-й мировой войны 1939-45, оказав сильнейшее влияние
на всю духовную жизнь страны. Осн. идеи П. высказал Ч. Пирс, затем
эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид.
П.
имел сторонников также в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер) и др.
странах.


Обвинив всю прежнюю философию, равно как
и преобладавший в то время в англо-амер. ун-тах абс. идеализм Ф. Брэдли
-Дж. Ройса, в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, П. выступил
с программой "реконструкции в философии": философия должна быть не размышлением
о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времён Аристотеля,
но общим методом решения тех проблем, к-рые встают перед людьми в различных
жизненных ("проблематических") ситуациях, в процессе их деятельности, протекающей
в непрерывно меняющемся мире. Примыкая к традиции субъективно-идеалистич.
эмпиризма, П. отождествляет всю окружающую человека реальность с "опытом",
не сводимым, однако, к чувств. восприятиям, а понимаемым как "все, что
переживается в опыте" (Дьюи), то есть как любое содержание сознания, как
"поток сознания" (Джемс). Субъективно-идеалистич. эмпиризм П. роднит его
с махизмом, своей же иррационалистич. тенденцией П. сближается с
учением франц. философа А. Бергсона. Согласно П., опыт никогда не
дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формируются
нашими познават. усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Используя
односторонне истолкованные идеи Ч. Дарвина, П. рассматривает мышление
лишь как средство для приспособления организма к среде с целью успешного
действия. Функция мысли-не в познании как отражении объективной реальности
и соответствующей ориентации деятельности, а в преодолении сомнения, являющегося
помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения
цели (Джемс) или для решения "проблематической ситуации" (Дьюи). Идеи,
понятия и теории - это лишь инструменты, орудия или планы действия. Их
значение, согласно осн. доктрине П.- т. н. "принципу Пирса", целиком сводится
к возможным практич. последствиям. Соответственно "...истина определяется
как полезность..." (Dеweу J., Reconstruction in philosophy, Boston, 1957,
p. 157) или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее
характерной и наиболее одиозной доктриной П., из к-рой вытекает абсолютизация
роли успеха, превращение его не только в единств, критерий истинности идей,
но и в само содержание понятия истины.


Прагматистская теория истины непосредственно
использовалась Джемсом для оправдания религ. веры: "...гипотеза о боге
истинна, если она служит удовлетворительно..." ("Прагматизм", СПБ, 1910,
с. 182). "Прагматизм,- писал В. И. Ленин,- высмеивает метафизику и материализма
и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием
практику... и...преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических,
только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы
опыта..." (Поли, собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 363, прим.). Применение
П. в социально-политич. области неизменно служило апологетич. целям для
оправдания политич. акций, способствующих укреплению существующего строя.


С конца 1930-х гг. влияние П. в амер. философии
начинает ослабевать. С иммиграцией ряда европ. философов получают распространение
др. филос. течения. Однако, утрачивая значение ведущего филос. направления,
П. продолжает оказывать влияние на решение мн. методо-логич. и логич. проблем
(У. Куайн, К. И. Льюис, Н. Гудмен, Э. Нагель и др.), в значит. мере определяя
и стиль политич. мышления в США. Реставрированная прагматистская концепция
практики используется правыми ревизионистами (особенно из югосл. журн.
"Прак-сис") для извращения марксистского понимания практики и для борьбы
против ленинской теории отражения.


Лит.: Уэллс Г., Прагматизм - философия
империализма, пер. с англ., М., 1955; Богомолов А. С., Англо-американская
буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964; Мельвиль Ю. К., Чарлз
Пирс и прагматизм, М., 1968; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер.
с англ., М., 1965; Современная буржуазная философия, М., 1972; Moore E.
С., American pragmatism: Peirce, James and Dewey, N. Y., 1961; Morris Ch.
W., The pragmatic movement in American philosophy, N. Y., 1970; Тhауer
H. S., Meaning and action. A study of American pragmatism, N. Y., 1973.

Ю. К. Мельвиль.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я