ПРАВО

ПРАВО совокупность установленных
или санкционированных государством об-щеобязат. правил поведения (норм),
соблюдение к-рых обеспечивается мерами гос. воздействия. С помощью П. класс
или классы, держащие в руках гос. власть, определённым образом регулируют
поведение людей и их коллективов, закрепляют и развивают в качестве обязательных,
охраняемых законом те обществ. отношения, к-рые отвечают их интересам.
Помимо того, что господств. классы должны конституировать свою силу в виде
государства,
они
придают своей воле всеобщее выражение, возводя её в закон, содержание к-рого
всегда даётся отношениями этого класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,
2 изд., т. 3, с. 322). П., таким образом, является регулятором обществ.
отношений. В развитом roc-ве сфера действия П. охватывает прежде всего
область произ-ва, распределения, обмена и потребления, т. е. процесса воспроизводства;
оно закрепляет существующие отношения собственности и регулирует меру и
формы распределения труда и его продуктов между членами общества; П. закрепляет
также формы правления, гос. устройства, организацию и порядок деятельности
гос. механизма, правовое положение граждан, меры наказания за посягательства
на гос. строй и существующие обществ. отношения.


П. неразрывно связано с гос-вом. В жизни
общества оно выступает в виде правил поведения, к-рые либо непосредственно
созданы и установлены гос-вом, либо санкционированы им. В обоих случаях
за этими правилами поведения стоит гос. принуждение. П."...есть ничто без
аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права" (Ленин В. И.,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 99). П. не может иметь иную классовую
сущность, чем гос-во, существующее в данном обществе. Неразрывная связь
с гос-вом - один из специфич. признаков, отличающих П. от правил поведения
в бесклассовом обществе, а также от всех иных социальных норм (моральных
и т. д.) классового общества. В свою очередь, гос-во немыслимо без П. Сама
орг-ция гос. механизма должна получить правовое оформление, без чего невозможны
разделение и координация труда его органов и должностных лиц. Вне правовых
форм невозможен процесс гос. управленческой деятельности. Наконец, отношения
гос-ва и гражданина также требуют регламентации прав и обязанностей обеих
сторон.


П. - возведённая в закон гос. воля, но
оно не волюнтаристское порождение гос-ва. Как один из важнейших элементов
надстройки над экономич. базисом классового общества (см. Базис и надстройка)
П.
обусловлено экономич. строем общества, характером существующих производств.
и классовых отношений. На формирование и развитие П. существ. воздействие
оказывают также политич. факторы, господствующая идеология, религия (в
нек-рые эпохи), историч. особенности и нац. традиции данной страны. Кроме
того, в развитом обществе гос-во вынуждено в определ. мере считаться с
уже сложившейся системой П. Известна формула К. Маркса о том, что

П. не может быть выше, чем культурное
развитие общества. В силу всех этих факторов П. отражает экономия, условия
в сильно опосредствованном виде.


Будучи порождением социально-эконо-мич.
строя, П., в свою очередь, оказывает существ. воздействие на ход обществ.
развития, содействуя или препятствуя ему (напр., феод. П. по отношению
к развивающимся капиталистич. отношениям). Исторически, однако, рамки действия
П., тормозящего социальное развитие или же, наоборот, стремящегося обойти
необходимые этапы развития, оказываются довольно ограниченными, т. к. II.
не может упразднить действие объективных закономерностей обществ. развития.


Наличие в обществе П. означает, что значит.
круг обществ. отношений принимает характер правоотношений, т. е.
отношений, участники к-рых выступают как носители юрид. прав и обязанностей.
Совокупность этих правоотношений образует обществ. правопорядок. Как система
законодат. и иных нормативных актов П. находится в неразрывной связи с
движением многообразных правоотношений, складывающихся в обществе.


Важным аспектом П. являются права, свободы
и обязанности граждан (в этой связи говорят о субъективном П. в отличие
от объективного П.- системы правовых норм). В конечном счёте наличие, характер
к объём этих прав и свобод (напр., право на труд, право на образование,
свобода совести и т. д.) определяются социально-экономич. строем общества,
положением человека в процессе обществ. производства. Однако для реального
осуществления они должны быть закреплены законом и обеспечены юри-дич.
гарантиями.


В целом роль П. как нормативного регулятора
обществ. жизни весьма значительна: развитое общество не знает другой системы
социальных норм, к-рая могла бы обеспечить столь активное и всестороннее
регулирование экономич., политич., нац. и др. отношений. Такие свойства
П., как его общеобязательность, точность и формальная определённость, системность
в процессе воздействия П. на обществ. отношения придаёт последним упорядоченность,
стабильность, сочетающуюся с динамизмом. Весьма значительна и идеологич.
роль П., его воздействие на сознание и психологию людей (см. Правосознание).


Марксизм подчёркивает классовый характер
П. Это выражается прежде всего в том, что с помощью П. господствующий экономически
и политически класс закрепляет в качестве общеобязательных нормативов свои
требования и привилегии, вводит в действие запреты и предупредительные
меры, направленные на защиту его интересов и подавление его противников.
Классовый характер П. выражается также в том, что в нём находят отражение
соотношение социальных сил, уровень и результаты классовой борьбы в обществе;
чем выше уровень этой борьбы, тем больше законодательные уступки, на к-рые
вынуждены идти господствующие классы.


В домарксистской социальной мысли господствовала
идеалистич, трактовка П., видевшая его первоисточник и основу либо в свойствах
человеческого духа и мышления ("идея права"), либо в "божественной воле".
Для господствующих бурж. школ П. 19-20 вв. характерен откровенно идеалистический
либо позитивный подход к пониманию сущности П. Даже в тех случаях, когда
бурж. авторы говорят о воздействии экономики (в числе др. факторов) на
П., это отнюдь не равнозначно признанию первичности социально-экономич.
строя по отношению к П. Бурж. правовая мысль ушла и от взаимосвязи П. с
классовой структурой общества, ибо подобный подход объективно вёл к признанию
классового характера бурж. П., традиционно изображаемого как продукт "общей
воли". С приходом буржуазии к власти утратили своё значение доктрина естественного
права,
а также историческая школа права. Ведущим направлением
стал юри-дич. позитивизм, объявивший бурж. П. высшим началом, не нуждающимся
в экономич., политич. или ином обосновании и сводивший задачи науки о П.
лишь к формально-логич. обработке действующего П. (см. Догма права).
Влиятельной
разновидностью позитивизма в 20 в. стала чистая теория права - нормативизм
(см.
также Келъзен). Наряду с учениями, выводящими П. из идеального начала
(напр., неокантианство в П., феноменологическая школа права и др.)
или объявляющими его порождением человеческой психики (см. Психологическая
школа права),
широкое распространение в 20 в. получили различные течения
т. н. социологической юриспруденции (см.
Социологическая школа права),
а
также экзистенциализм в П. Все эти концепции основаны на гипертрофировании
того или иного элемента правовой надстройки (норм П., суд. деятельности,
правовых чувств и т. д.), вырванного из реальной взаимосвязи явлений. Если
юридическое
мировоззрение
восходящей буржуазии выступало как отрицание теологич.
мировоззрения, то в бурж. правовой идеологии 20 в. весьма заметно влияние
клерикализма и особенно неотомизма, с распространением к-рого связано
в значит, мере и т. н. возрождение естественного П. В арсенале совр. бурж.
юриспруденции видное место занимает идея "примата права", "господства права"
или "правового государства" (см.
Правового государства теория).


Длительный путь историч. развития П. подтверждает
правильность его марксистской классово-материалистической трактовки. До
разделения общества на классы существовали нормы обществ. поведения, обычаи,
однако,
в отличие от П., они выражали волю всех членов общества, основывались на
обществ. собственности, а не на различиях в обладании собственностью; отсутствовал
специальный, стоящий над обществом аппарат, призванный силой принуждать
к исполнению этих норм.


Необходимость в таком принуждении (а именно
это отличает нормы П. от др. социальных норм) возникает лишь тогда, когда
появляются нормы, отвечающие только интересам определённых классов и слоев,
а не всего населения. Другая важная причина возникновения П.-разделение
труда и усложнение процесса обществ. производства и обмена. "На известной,
весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить
общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения
и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся
общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся
в

обычае, становится затем законом. Вместе
с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение..."
(Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 18, с. 272).
Таким образом, первой формой П. явилось обычное П., к-рое первоначально
не фиксировалось в письменной форме. Но уже в глубокой древности появляется
писаное П. (Судебник Ур-Намму в Двуречье, 21 в. до н. э., Хаммурапи
законы
в Вавилонии, 18 в. до н. э., Хеттские законы, 14 в. до н. э.,
Драконта
законы
в Афинах, 7 в. дон. э., Двенадцати таблиц законы
в Др.
Риме, сер. 5 в. до н. э., и др.). В древнейшем писаном П. наряду с обычным
П. важное место занимали записи решений судов. В историч. генезисе П. большую
роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее П. имело религ. окраску.
П. было одним из орудий нарождавшейся государственности в борьбе с родовым
строем (напр., реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме). П. фиксировало
появление института рабства, закрепляло возникавшее неравенство между свободными,
наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии,
периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население
и иностранцев.


Рабовладельческое П.-первый историч. тип
П.; его характерные черты - превращение рабов в собственность рабовладельца
(раб - объект, а не субъект П.), охрана с помощью самых жестоких санкций
частной собственности, политич. всевластие рабовладельцев в roc-ве, власть
отца в семье. Наиболее развитой системой рабовладельч. П. было римское
право,
к-рое Ф. Энгельс называл "...классическим юридическим выражением
жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая
частная собственность..." (там же, т. 21, с. 412; см. там же, т. 20, с.
105). Оно оказало огромное влияние на феод. и особенно бурж. П.


Процесс формирования феодального П. в различных
странах шёл по-разному. В нек-рых странах П. ран-нефеод. общества складывалось
в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значит. влияния
П. рабо-владельч. общества (англо-саксонские правды, Русская правда и др.).
В тех частях Рим. империи, где феодализм складывался в результате синтеза
разлагавшихся рабовладельч. и первобытнообщинных отношений, существовал
дуализм правовых систем. Так, для галло-рим. населения действовало с определёнными
модификациями римское П., а для завоевателей - обычное П., к-рое было зафиксировано
в т. н. варварских правдах. В ряде случаев образование феод. П.
происходило путём трансформации римского П. Это характерно, напр., для
Византии, где уже Корпус Юрис Цивилис (Свод Юстиниана) был попыткой приспособить
рабовладельч. П. к новым обществ. потребностям. В период феод. раздробленности
в Европе господств, формой П. было обычное П., отличавшееся крайним партикуляризмом.
В
феод. П. открыто закреплялось юрид. неравенство, различие прав сословий,
оно выступает как П.-привилегия. Важнейшее место в системе феод. П. занимали
нормы, регулировавшие феод. собственность на землю и закреплявшие зависимое
положение крестьянства. Как неотъемлемый атрибут крупной феод. зем. собственности
и средство внеэкономич. принуждения развиваются иммунитет-ные П. феодалов
(см. Иммунитет). Оформляется система феод, иерархии, тщательно регулируются
отношения вассалитета. При этом на практике нередко господствовало
право сильного, т. н. кулачное право. С развитием товарно-ден. отношений
в Зап. Европе возникло особое городское право, отражавшее спе-цифич. положение
города в ср.-век. обществе (широкое распространение получило, напр., магдебургское
право).
Происходит рецепция рим. П. с его детальной регламентацией
отношений товарного произ-ва. Параллельно с рецепцией рим. П. складывается
развитая система канонического права, регулировавшего внутрицерк.
дела, брачно-семей-ные отношения, отдельные гражд. сделки.


С ликвидацией феод. раздробленности и образованием
сословных, а затем абс. монархий происходит усиление роли централизованной
власти в формировании П., постепенно ослабляется его партикуляризм. В процессе
развития П. в каждом гос-ве складывалась собств. система П., отразившая
его историч. и нац. особенности и традиции. По типу правовые системы, сложившиеся
в 17-19 вв. и сохранившиеся в целом в совр. бурж. гос-вах, делят на романскую
(континентальную европейскую), основой для к-рой служило рим. П., и англо-саксонскую,
т. н. систему прецедентного П., характерную для Великобритании и частично
воспринятую в США и ряде др. стран, прежде всего в быв. англ. колониях
(см. также Общее право, Право справедливости, Прецедент). Особую
систему П. представляет мусульманское право, основой к-рого является
ислам.


Последним эксплуататорским типом П. является
бурж. П. Буржуазия, идя к власти, противопоставила господствовавшему в
ср. века теологич. мировоззрению юридическое мировоззрение и в борьбе против
феодализма широко использовала лозунги П. и законности. С победой бурж.
строя роль и значение П. существенно возрастают. Развитие товарных капиталистич.
отношений повлекло за собой быстрое развитие т. н. частного П., т. е. отраслей
П. (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников
капиталистич. оборота, а также процессуального П., регулирующего порядок
разрешения многочисл. конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает
роль П. в процессе политич. власти и управления (гос. и адм. П.). Складываются
специализи-ров. нац. системы права. По своей классовой сущности бурж. П.
выступало как средство закрепления экономич. и политич. условий системы
господства буржуазии и эксплуатации рабочего класса. К. Маркс и Ф. Энгельс
точно определили их как возведённую в закон волю буржуазии (см. Соч., 2
изд., т. 4, с. 443). Сравнительно невысокий уровень сознательности и организованности
трудящихся масс в период пром. капитализма позволил эксплуататорским классам
в максимальной мере, без сколько-нибудь значительных уступок выразить в
П. свои корыстные частнособственнические интересы, защищаемые с помощью
жестоких репрессивных санкций. При этом бурж. П. в идеализированном виде
представляло действительные социально-экономические отношения (т. н.

"правовой фетишизм"), скрывая за формальным
равноправием экономич. неравенство, за свободой договора - внеэкономич.
принуждение и т. д. В период империализма происходит дальнейшее развитие
систем бурж. П., отражающее процесс его приспособления к условиям и потребностям
монополистич., а затем и гос.-монополистич. капитализма. Под давлением
трудящихся масс и в связи с изменением обстановки в мире бурж. гос-во вынуждено
было пойти на ряд правовых уступок трудящимся, в т. ч. в сфере трудового
права, избирательного права, социального законодательства и т. д. Однако
эти уступки не означают коренной трансформации бурж. П., как это утверждают
многие бурж. и особенно реформистские идеологи. В качестве контрбаланса
правовым завоеваниям трудящихся монополистическая буржуазия широко использует
реакционное (в т. ч. антирабочее) законодательство, к-рое зачастую в силу
его несоответствия конституционным принципам и достигнутому уровню демократии
выступает как "правонарушающее законодательство". В условиях общего кризиса
капитализма правящая буржуазия перестаёт видеть в П. основное и достаточное
средство защиты своих социальных позиций и в случае угрозы этим позициям
идёт либо на свёртывание правовых начал в жизни общества, либо даже на
полный отказ от них (фашистский режим в Германии и Италии в межвоенный
период; режим, установленный военной хунтой в Чили в 1973, и др.). Этот
процесс в марксистской лит-ре называют кризисом бурж. законности. Т. о.,
в совр. капиталистич. обществе П.- один из основных объектов острой социально-экономич.
и политич. борьбы между монополистич. капиталом и трудящимися, между силами
демократии и реакции.


Вопрос о путях развития П. весьма существен
для стран, освободившихся от колониальной зависимости. Неоколониализм заинтересован
в сохранении в этих странах правовых систем, перенесённых из бывших метрополий,
в то время как потребности экономич., политич. и культурного развития этих
стран требуют существ. модификаций в правовой надстройке. По пути создания
новых правовых систем идут молодые гос-ва социалистической ориентации.


Высший историч. тип П.- социалистическое
П. Впервые социалистическое П. возникло в Сов. гос-ве в результате Великой
Окт. социалистич. революции. Социалистич. П. первоначально выражает волю
трудящегося большинства населения, а затем и всего народа. Его осн. исходные
положения: ликвидация частной собственности на средства произ-ва, эксплуатации
человека человеком и др. форм нетрудового обогащения; последоват. охрана
обществ, социалистич. собственности как основы социалистич. системы х-ва;
закрепление полновластия трудящихся и демократич. принципов гос. управления;
полное равноправие граждан вне зависимости от расы, национальности или
пола; развитие социально-экономич., политич. и иных прав и свобод граждан
(права на труд, на отдых, да образование, на материальное обеспечение в
старости и т. д.); обязательность принципа законности для деятельности
всех гос. и обществ, организаций, должностных лиц и граждан; решительная
борьба со всеми посягательствами на социалистич. строй; гуманность и справедливость.
Поскольку по своему содержанию социалистич. П. отвечает воле и интересам
всего народа, ему несвойствен "правовой фетишизм", оно адекватно отражает
реальные отношения, открыто говорит о своём классовом характере.


В силу своего принципиально нового содержания
и целей социалистич. П. не может возникнуть как результат эволюции или
даже трансформации старого бурж. права. Отказ от старой правовой системы
путём немедленного отказа (как это было в ходе социалистич. революции в
России) или постепенным путём (в нек-рых др. социалистич. странах) - это
объективная закономерность возникновения нового социалистич. типа П. во
всех его формах. В течение многих лет идеологи антикоммунизма изображали
отмену старого царского П. в ходе Октябрьской революции как якобы принципиальный
отказ новой политич. власти от всякого П. и переход к неправовым методам
управления. В бурж. лит-ре широко распространено утверждение, будто для
марксизма характерно пренебрежит. отношение к П. как к бурж. социальному
институту. На этом основании делается вывод о якобы незначительной роли
П. при социализме. В действительности необходимость существования П. при
социализме вплоть до полной победы коммунизма К. Маркс и В. И. Ленин рассматривали
как объективную закономерность развития социалистич. общества. В работе
"Государство и революция" В. И. Ленин, подчёркивая роль правовой формы
обществ, регулирования, писал: "...Не впадая в утопизм, нельзя думать,
что, свергнув капитализм, люди сразу научатся работать на общество без
всяких норм права, да и экономических предпосылок такой перемены отмена
капитализма не дает сразу" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 33,
с. 95). Экономич. предпосылки необходимости П. при социализме - это прежде
всего существующий уровень развития производит, сил, к-рый требует гос.
нормирования меры труда и вознаграждения, т. е. использования правового
масштаба. Вне правовых форм невозможны товарно-денежные отношения - реализация
принципа материальной заинтересованности. Хоз.-организаторская функция
социалистического гос-ва предполагает наличие нар.-хоз. плана, утверждённого
как обязат. закон, выполнение к-рого требует правовой регламентации деятельности
социалистич. предприятий и организаций. Т. о., в ходе социалистич. строительства
П. рассматривается не только как средство решения различного рода конфликтов;
на него также возлагаются важные организац. и созидательные функции, в
частности в сфере обществ. произ-ва. Впервые в истории в СССР были разработаны
правовые формы гос. руководства экономикой и планового хозяйствования.
П. при социализме необходимо также для борьбы с имеющимися пережитками
капитализма, преступностью и др. формами правонарушений. П. выступает и
как один из факторов формирования коммунистич. сознательности, способствует
укреплению и развитию социалистич. отношений.


Осн. принципы сов. П. сохраняются на всех
этапах развития Сов. гос-ва. Вместе с тем его социальное содержание менялось,
отражая особенности того или иного историч. периода. Первоначально сов.
П. выступало как пролетарское П.- орудие диктатуры пролетариата. В
этот период оно выражало гос. волю рабочего класса, выступавшего в союзе
со всеми трудящимися, было направлено против свергнутого эксплуататорского
меньшинства (напр., ограничение или лишение избират. прав представителей
эксплуататорских классов). В этот период П. сыграло значит. роль в осуществлении
социалистич. преобразований в пром-сти и с. х-ве, т. е. в формировании
социалистич. системы х-ва, оформлении и закреплении принципов социалистич.
демократии, структуры и форм деятельности гос. органов и т. д. Уже в этот
период сложилась развитая система сов. П., основу к-рой составила первая
сов. кодификация, проведённая в нач. 20-х гг. под непосредств. руководством
В. И. Ленина.


В развитом социалистическом обществе П.
выступает как общенародное П. Это означает, во-первых, что П. является
гос. выражением интересов и воли всего сов. народа; во-вторых, что развитие
П. подчиняется задачам непосредственного формирования коммунистич. обществ.
отношений и сознания; в-третьих, что все основные черты и принципы П. получают
дальнейшее качественное развитие.


Превращение пролетарского П. в общенародное,
т. е. в более высокую ступень социалистич. типа П., означает, что социальная
база этого П. ещё более расширяется. Однако общенар. П. продолжает оставаться
классовым социальным явлением. Оно направлено на достижение классовых целей
рабочего класса, и его развитие происходит при руководящей роли этого класса.
Общенар. П. сохраняет антиэксплуататорскую направленность, выступает как
антипод эксплуататорских типов П. Огромна его классовая роль в условиях
борьбы и мирного сосуществования различных общественно-политич. систем.


Развитое социалистич. общество характеризуется
последовательным дальнейшим развитием и совершенствованием П., возрастанием
его роли в жизни общества. В 1960-70-х гг. в СССР проведена новая развёрнутая
кодификация П. Приняты Основы законодательства по всем основным отраслям
П., на базе основ в союзных республиках введены в действие соответствующие
кодексы. Расширяется круг прав, закрепляемых законом за гражданами и их
орг-циями. Ещё более демократическим становится правотворческий процесс.
Возрастающая эффективность сов. П. обусловливается всё большим соответствием
П. объективным законам обществ. и экономич. развития; усилением направляющей
роли КПСС в правовой деятельности Сов. гос-ва; постоянным укреплением социалистич.
законности, т. е. неуклонным и обязательным соблюдением законов всеми гос.
и обществ. организациями, должностными лицами и гражданами.


Нек-рые совр. идеологи ультралевых движений
видят в последоват. развитии социалистич. П. отказ от революционных традиций,
свидетельство некоего "обуржуазивают" социалистич. общества. Сходным образом
представители бурж. конвергенции теории утверждают, что развитие
социалистич. П. означает его приближение к бурж. модели П. как наиболее
совершенной.


В действительности высшим ист. типом П.
является социалистич. П., к-рое выступает в качестве одного из эффективных
и необходимых средств построения коммунистич. общества. КПСС в своей деятельности
исходит из необходимости постоянного совершенствования сов. законодательства,
укрепления законности и правопорядка, последоват. повышения правовой культуры
в стране. 24-м съездом КПСС поставлена задача добиться того, чтобы уважение
к П., к закону стало личным убеждением каждого человека, а тем более должностных
лиц.


В историч. перспективе с победой коммунизма
вместе с гос-вом отомрёт и П. Коммунизм невозможен без обязательных для
всех его членов правил коммунистич. общежития. Однако в развитом коммунистич.
обществе, где будет полностью преодолено противоречие между личными и обществ.
интересами, не будет надобности в политич. средствах регулирования обществ.
отношений, в т. ч. и в юридич. санкциях; соблюдение социальных норм станет
естеств. привычкой. Процесс отмирания П. представляет собой, с одной стороны,
отпадение части его норм, становящихся ненужными по мере утверждения коммунистич.
отношений, а с другой - перерастание ряда норм в преобразованном виде в
составную часть правил поведения в коммунистич. обществе.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест
Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4, с. 443; Маркс К., Критика
Готской программы, там же, т. 19, с. 18 - 20; Энгельс Ф., Происхождение
семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг
Фейербах и конец классической немецкой философии, гл. IV, там же; его же,
Юридический социализм, там же, с. 495-516; его же, К жилищному вопросу,
там же, т. 18, с. 272 - 74; Ленин В. И., Государство и революция, Поли.
собр. соч., 5 изд., т. 33; его ж е, "О двойном" подчинении и законности,
там же, т. 45; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1974; Теория государства
и права, М., 1962; Алексеев С. С., Проблемы теории права, т. 1-2, Свердловск,
1972-73; его же, Социальная ценность права в советском обществе, М., 1971;
Керимов Д. А., философские проблемы права, М., 1972; Общая теория государства
и права, под ред. В. С. Петрова и Л. Ф. Явича, т. 2, Л., 1974; Марксистско-ленинская
общая теория государства и права, т. 1-4, М., 1970-73; Недбайло П. Е.,
Введение в общую теорию государства и права, К., 1971; Сабо И., Социалистическое
право, пер. с венг., М., 1964; Туманов В. А., Буржуазная правовая идеология.
К критике учений о праве, М., 1971; История государства и права СССР, ч.
1 - 2, М., 1961-62; Черниловский 3. М., Всеобщая история государства и
права, М., 1973; Шебанов А. Ф., Форма советского права, М., 1968. В.
А. Туманов.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я