ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ в СССР
нормативный акт, устанавливающий порядок дорожного движения. П. д. д. обязательны
для исполнения всеми участниками дорожного движения - водителями, пешеходами,
пассажирами. П. д. д. действуют не только применительно к улицам и дорогам,
но и во всех местах, где возможно движение транспортных средств: на лесных
и просёлочных дорогах, на ледовых переправах, в поле (напр., при выполнении
с.-х. работ), на закрытых территориях (автопарки, заводы, фабрики) и т.
п. Любые нормативные акты, касающиеся особенностей перевозки спец. грузов,
эксплуатации отдельных видов транспортных средств (напр., Правила технической
эксплуатации отдельных видов транспорта, инструкции и приказы министерств
и ведомств по вопросам эксплуатации автомобилей), не должны противоречить
П. д. д.


П. д. д. способствуют достижению скорости
и безопасности движения, устанавливают значение сигналов светофора и регулировщика,
дорожных
знаков
и разметки дорожной и определяют действия участников
дорожного движения в наиболее характерных условиях и ситуациях. Они регламентируют
порядок расположения транспортных средств на проезжей части, маневрирование,
обгон, остановку и стоянку, проезд перекрёстков, ж.-д. переездов, устанавливают
разрешённую для населённых пунктов скорость движения и т. д. Важная часть
П. д. д.- перечень требований, к-рым должны отвечать транспортные средства,
находящиеся в эксплуатации. В зависимости от характера нарушений П. д.
д. и наступивших последствий законодательством предусмотрена уголовная,
административная или дисциплинарная ответственность; могут быть применены
также меры общественного воздействия. Первые правила движения после Окт.
революции 1917 "Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям (правила)"
были утверждены в 1920 декретом, подписанным В. И. Лениным. До 1940 П.
д. д. разрабатывались и утверждались местными органами власти (городскими,
областными, краевыми Советами депутатов трудящихся). Эти правила имели
неоправданные различия и во многом ориентировались на гужевой транспорт.
В 1940 в СССР были утверждены первые типовые правила, на базе к-рых разрабатывались
местные правила. Ещё большая унификация стала возможной после утверждения
типовых правил движения в 1957, к-рые исключали мн. ограничения. В 1957-59
в большинстве союзных республик на базе этих типовых правил были введены
в действие республиканские правила движения. В 1959 СССР присоединился
к международной "Конвенции о дорожном движении" и "Протоколу о дорожных
знаках и сигналах", принятым в 1949 на конференции ООН по дорожному и автомобильному
транспорту. С учётом этих междунар. документов в СССР были введены с 1
янв. 1961 первые единые для всей территории страны П. д. д. (с доработками
и уточнениями). С янв. 1965 введены в действие "Правила движения по улицам
городов, населённых пунктов и дорогам СССР". В рамках Комитета по внутр.
транспорту Экономич. комиссии ООН для Европы при участии СССР были разработаны
два новых международных соглашения: "Конвенция о дорожном движении" и "Конвенция
о дорожных знаках и сигналах", к-рые были приняты на конференции ООН в
1968 (Вена). Передовой отечеств. и международный опыт в области автомобильного
транспорта и дорожного движения нашёл отражение в П. д. д., вступивших
в действие с 1 янв.


1973. См. также Регулирование дорожного
движения.



Лит.: Правила дорожного движения,
М., 1974. В. В. Лукьянов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я