ПОЭМА

ПОЭМА (греч. poiema), крупное стихотворное
произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. П. наз. также
древнюю и ср.-век. эпопею (см. также Эпос), безымянную и
авторскую, к-рая слагалась либо посредством циклизации лиро-эпич. песен
и сказаний (точка зрения А. Н. Веселовского), либо путём "разбухания" (А.
Хойслер) одного или нескольких нар. преданий, либо с помощью сложных модификаций
древнейших сюжетов в процессе историч. бытования фольклора (А. Лорд, М.
Парри). П. развилась из эпопеи, рисующей событие всенародно-историч. значения
("Илиада", "Махабхарата", "Песнь о Роланде" и др.). Известно много жанровых
разновидностей П.: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная,
в т. ч. ирои-комическая, П. с романтическим сюжетом, лирико-драматическая.
Ведущей ветвью жанра долгое время считалась П. на всенародно-историч. или
все-мирно-историч. (религиозную) тему ("Энеида" Вергилия, "Божественная
комедия" Данте, "Лузиады" Л. ди Камо-энса, "Освобождённый Иерусалим" Т.
Тассо, "Потерянный рай" Дж. Мильтона, "Генриада" Вольтера, "Мессиада" Ф.
Г. Клопштока, "Россияда" М. Н. Хераскова, и др.). Одновременно весьма влиятельной
в истории жанра ветвью была П. с романическими особенностями сюжета ("Витязь
в барсовой шкуре" Шота Руставели, "Шахнаме" Фирдоуси, в известной мере-"Неистовый
Роланд" Л. Ариосто), связанная в той или иной степени с традицией ср.-век.,
преим. рыцарского, романа. Постепенно в П. выдвигается на первый план личностная,
нравственно-филос. проблематика, усиливаются элементы лирико-драматические,
открывается и осваивается фольклорная традиция - особенности, характерные
уже для предромантических П. ("Фауст" И. В. Гёте, поэмы Дж. Макферсона,
В. Скотта). Расцвет жанра происходит в эпоху романтизма, когда крупнейшие
поэты различных стран обращаются к созданию П.


"Вершинные" в эволюции жанра романтической
П. произведения приобретают социально-филос. или символико-филос. характер
("Паломничество Чайльд Гарольда" Дж. Байрона, "Медный всадник" А. С. Пушкина,
"Дзяды" А. Мицкевича, "Демон" М. Ю. Лермонтова, "Германия, зимняя сказка"
Г. Гейне).


Во 2-й половине 19 в. очевиден спад жанра,
что не исключает появления отд. выдающихся произв. ("Песнь о Гайавате"
Г. Лонгфелло). В поэмах Н. А. Некрасова ("Мороз Красный нос", "Кому на
Руси жить хорошо") проявляются жанровые тенденции, характерные для развития
П. в реалистич. лит-ре (синтез нравоописательного и героич. начал).


В П. 20 в. интимнейшие переживания соотносятся
с великими историч. потрясениями, проникаются ими как бы изнутри ("Облако
в штанах" В. В. Маяковского, "Двенадцать" А. А. Блока, "Первое свидание"
А. Белого).


В сов. поэзии бытуют различные жанровые
разновидности П.: возрождающие героич. начало ("Владимир Ильич Ленин" и
"Хорошо!" Маяковского, "Девятьсот пятый год" Б. Л. Пастернака, "Василий
Тёркин" А. Т. Твардовского); П. лирико-психологические ("Про это" Маяковского,
"Анна Снегина" С. А. Есенина), философские (Н. А. Заболоцкий, Э. Межелайтис),
исторические ("Тобольский летописец" Л. Мартынова) или сочетающие нравств.
и социально-историч. проблематику ("Середина века" В. Луговского).


П. как синтетич., лиро-эпич. и монументальный
жанр, позволяющий сочетать эпос сердца и "музыку", "стихию" мировых потрясений,
сокровенные чувства и историч. концепцию, остаётся продуктивным жанром
мировой поэзии: "Почин стены" и "В бурю" Р. Фроста, "Ориентиры" Сен-Жона
Перса, "Полые люди" Т. Элиота, "Всеобщая песнь" П. Неруды, "Ниобея" К.
И. Галчиньского, "Непрерывная поэзия" П. Элюара, "Зоя" Назыма Хикмета.


Лит.: Гегель, Эстетика, т. 3, М.,
1971; Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940; Жирмунский В.
М., Байрон и Пушкин, Л., 1924; Голенищев-Кутузов И. Н., Творчество Данте
и мировая культура, М., 1971; Соколов А. Н., Очерки по истории русской
поэмы 18 и первой пол. 19 вв., М., 1956; Теория литературы..., [кн. 2],
М., 1964; Во wra С., Heroic poetry, L., 1952.

Е. М. Пулъхритудова.,




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я