ПОШЛИНЫ ТАМОЖЕННЫЕ

ПОШЛИНЫ ТАМОЖЕННЫЕ государственный
денежный сбор с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу
страны под контролем таможенного ведомства (см. также Пошлины). Возникнув
как плата за услуги, предоставляемые купцам (за пользование портовыми сооружениями,
складами, помещениями, за взвешивание товаров), П. т. при капитализме превратились
в средство ограждения внутр. торговли и отд. отраслей нац. экономики от
конкуренции иностр. товаров ц по существу являются разновидностью косвенных
налогов.


П. т. делятся на вывозные, транзитные и
ввозные. Вывозные П. т. получили широкое распространение в Европе в 15-17
вв. Имели гл. обр. фискальное значение, служили источником доходов гос.
казны, бюджета. В кон. 19 в. они в основном исчезли из внешнеторг. практики
капиталистич. стран, т. к. тормозили становление и рост нац. пром-сти и
экспорта. Транзитные П. т. в европ. гос-вах повсеместно применялись в 16-18
вв. К 20 в. они утратили своё значение. В совр. условиях преобладают ввозные
пошлины, к-рые используются монополистич. капиталом как орудие торг. войн,
демпинга, ограбления экономически зависимых стран, поощрения развития отд.
отраслей национальной пром-сти (см. Протекционизм). В целях усиления
экономич. и политич. влияния после 2-й мировой войны 1939-45 империалистич.
державы используют более эластичные П. т., провозглашают их "либерализацию"
(т. е. снижение ср. уровня ставок). Страны, освободившиеся от колониального
ига, стремятся использовать П. т. в интересах развития и укрепления нац.
экономики (П. т. служат средством ограждения их внутр. рынков от конкуренции
иностр. товаров, а также важным источником валютных поступлений в доходы
бюджетов этих гос-в). Так, в нач. 70-х гг. поступления П. т. в бюджетах
превышали 50% общих доходов в Гане, Дагомее, Камеруне, Судане, 40%-в Египте,
Мали, Нигерии, 30%- в Афганистане, Кении, 20% - в Бирме, Камбодже, составляли
ок. 20% в Индии, Пакистане, Иране (см. также Таможенная политика, Генеральное
соглашение о тарифах и торговле).



П. т. взимаются по ставкам, установленным
таможенным тарифом данного гос-ва. В зависимости от структуры этого тарифа
различают пошлины дифференциальные, пошлины покровительственные и
пошлины преференциальные (см. Преференции).


По способам взимания П. т. делятся на адвалорные
(лат. ad valoren - с цены) и специфические. Первые устанавливаются в виде
фиксированного процента с цены импортного товара, вторые -в твёрдых суммах
со штуки, единицы массы товара или его размера. Адвалорные применяются
в странах ЕЭС. Специфические имеют место в США, Канаде, Австрии, Норвегии,
Швейцарии. П. т., исчисляемые одновременно двумя методами, наз. кумулятивными,
или смешанными. Встречаются в тарифах США. В нек-рых странах таможенное
законодательство предусматривает исчисление нескольких пошлин по одному
и тому же товару, т. н. альтернативные пошлины. В СССР и др. социалистич.
странах П. т. используются как вспомогательное средство регулирования внешней
торговли, установления и расширения взаимовыгодных отношений с капиталистич.
и развивающимися странами и ограждения социалистич. экономики от воздействия
стихийного мирового капиталистического рынка. Они опосредствуют
связь внутр. и междунар. хоз. оборота.


В СССР в период восстановления нар. х-ва
после Гражд. войны 1918-20 П. т. служили целям покровительства развитию
промышленности и выступали одним из источников пополнения ресурсов гос.
бюджета. В 30-40-е гг. они использовались как активное средство борьбы
против империалистич. дискриминации в междунар. торговле. После Великой
Отечеств, войны 1941-45 и особенно в 50-60-е гг., когда значительно вырос
экономич. потенциал и укрепился междунар. авторитет СССР, расширились объём
и структура сов. внешней торговли, был введён новый таможенный тариф
(1961).
В СССР вывозные пошлины, как правило, не применяются, за исключением пошлин
на произведения старины и искусства, к-рые могут экспортироваться по особому
разрешению Мин-ва культуры СССР и облагаются вывозной П. т. Мин-ву внеш.
торговли СССР предоставлено право (по согласованию с Мин-вом финансов СССР
и Мин-вом иностр. дел СССР) на основе действующего тарифа и с учётом уровня
розничных цен на соответствующие товары в СССР устанавливать ставки П.
т. на предметы, поступающие в СССР в междунар. почтовых отправлениях, а
также на изделия, ввозимые в багаже и ручной клади лиц, прибывающих в СССР,
в случаях, когда эти ценности подлежат обложению П. т.


Лит.: Таможенное дело в капиталистических
странах, М., 1939; Таможенный тариф СССР, 2 изд., М., 1971; Ничков В. Н.,
Лесной экспорт СССР и международная лесная торговля, М., 1964; Таможенный
кодекс Союза ССР, "Ведомости Верховного Совета СССР", 1964, № 20, 13мая,
ст. 242; 50 лет советской внешней торговли, М., 1967; Средства внешнеторговой
политики империалистических держав, в кн.: Международные экономические
отношения, М., 1969; Мазанов Г. Г., Международные расчеты стран - членов
СЭВ, М., 1970; Воронов К. Г., Павлов К. А., Организация и техника внешней
торговли, М., 1970; Шершнев Е. С., США: таможенный протекционизм, М., 1970;
Фалькович М. С., Винокур С. И., Государственная пошлина в органах Госарбитража,
М., 1973.

Л. И. Тулъчинский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я