ПОЧТОВАЯ ТЕХНИКА

ПОЧТОВАЯ ТЕХНИКА устройства и транспортные
средства, используемые при выполнении осн. производств. операций в почтовой
связи -
при приёме (сборе) и выдаче, сортировке, перевозке и доставке
по адресу почтовых отправлений. Простейшее устройство П. т.- почтовый ящик
- было предложено в 1653 французом Ренуаром де Виллайсом. Первый специализир.
почтовый экипаж -почтовая карета - появился в 16 в. В нач. 19 в. карету
сменяет рельсовый экипаж на конной тяге. С открытием в Великобритании в
1830 ж.-д. линии Ли-верпул - Манчестер почту стали перевозить по железной
дороге, вначале как груз, а затем (с 1839) - в почтовых вагонах, специально
оборудованных для обработки корреспонденции в пути. Основой для бурного
роста масштабов почтовых перевозок в 19-20 вв. явилось развитие средств
ж.-д., водного, автомобильного и воздушного транспорта.


Средства П. т. классифицируют в соответствии
с осн. видами почтовых операций. На операциях приёма и выдачи почтовых
отправлений в почтамтах и отделениях связи СССР с 1971 применяют почтово-кассовые
машины системы "Онега", к нач. 1974 эксплуатировалось св. 1300 таких машин.
С их помощью оформляют приём и выплату денежных переводов, приём ценных
писем и бандеролей, посылок, телеграмм и т. п.; машина выдаёт квитанции,
ведёт операционный дневник. При помощи перфоратора сведения о принятых
и оплаченных почтовых и телеграфных переводах записываются на перфорир.
телеграфную ленту и посредством аппаратуры передачи данных передаются
по каналам связи в зональные вычислит. центры для авто-матич. контроля
соответствия принятых и оплаченных переводов. В городах, имеющих вычислит.
центры, перфолента доставляется непосредственно в эти центры. Почтово-кассовые
машины повышают производительность труда операторов связи на кассовых операциях
в 1,5-2 раза. В городах и курортных посёлках организуется сеть автоматизированных
пунктов связи, где наряду с др. услугами связи (продажей конвертов, почтовых
карточек, газет) можно при помощи автомата отправить заказное письмо (получив
при этом квитанцию); к кон. 1973 функционировало 160 автоматизированных
пунктов связи.


Рис. 1. Автоматизированная линия обработки
письменной корреспонденции (ФРГ): 1 - машина для разборки писем по габаритам;
2
-
лицовоч-но-штемпелевальная машина; 3 - аппараты для кодирования адресов
писем - преобразования цифр и букв кода в условные люминесцентные знаки
(точки или чёрточки); 4 -промежуточные накопители писем; 5 -
читающее
устройство письмосортировочной машины; 6 - автоматическая письмосортировочная
машина.


Для механизации процессов обработки посылок,
писем, бандеролей, газет и журналов служат почтообрабатывающие машины.
В
крупных почтовых узлах применяют полуавтоматич. машины для сортировки почтовых
отправлений, а также ленточные и цепные конвейеры для внутрипроизводств.
транспортирования и распределения по местам обработки мешков, газетных
пачек, контейнеров с посылками, письмами и т. д. В 60-х гг. 20 в. появились
опытные экземпляры машин для автоматич. обработки писем, с нач. 70-х гг.
в крупных сортировочных почтовых центрах ФРГ, Японии, США, Франции, Великобритании
и др. внедряются автоматизированные линии обработки писем. В таких центрах
письма, вынутые из почтовых ящиков, высыпают в приёмный бункер разборочной
машины (рис. 1), установленной в начале поточной линии. При помощи механич.
анализирующих устройств машина отделяет стандартные (по габаритам) письма
и карточки от нестандартных. Стандартная корреспонденция подаётся на вход
лицовочно-штемпелевалъной
машины,
к-рая придаёт письмам одинаковое положение относительно адреса
и почтовой марки, наносит оттиск календарного штемпеля и гасит марку. Затем
письма прямым потоком либо в спец. кассетах поступают на вход автоматич.
письмосортировочной машины (АПСМ) или на вход кодировочных аппаратов, преобразующих
цифровой или буквенный адрес в условный код в виде люминесцентных точек
либо чёрточек, а затем -на вход АПСМ. В АПСМ закодированнал информация
о почтовом адресе считывается при помощи
читающего устройства, и
письмо (карточка) направляется в соответствующий накопитель. Производительность
автоматич. линий достигает 20 тыс. писем в час. В СССР (1974) созданы аналогичные
автоматич. линии, отличающиеся лишь тем, что конверт всегда опознаётся
непосредственно по адресной стороне; в качестве адресного (шестизначного)
кода, считываемого АПСМ, служат стилизованные цифры, нанесённые на конверте
отправителем. Для внутрипроизводств. транспортирования писем применяют
конвейеры (рис. 2) с системой адресования ящиков, содержащих письма, и
с автоматич. выгрузкой их согласно адресу на контейнере.


Рис. 2. Конвейер для транспортирования
ящиков с письмами с автоматической выгрузкой их согласно адресу (СССР).


Для сортировки посылок по адресным направлениям
применяют полуавтоматич. сортировочные машины, состоящие из распределит.
конвейера, накопителей и клавишного пульта. С пульта оператор при помощи
механич. или электронных управляющего и запоминающего устройств задаёт
адрес - место выгрузки в накопитель. Такие машины создаются с прямолинейным
или иной формы распределит. конвейером, с цепным или ленточным тяговым
органом (рис. 3). Производительность сортировочных машин 900-1500 посылок
в час на одного оператора. В частности, для сортировки мелких посылок и
бандеролей используют машину, имеющую распределит. конвейер с цепным тяговым
органом, замкнутым в вертикальной плоскости. К цепи (по всей её длине)
шарнирно прикреплены платформы, на к-рых мелкие посылки и бандероли транспортируются
к накопителям двух видов - бункерам, расположенным по обе стороны машины,
и тележкам, находящимся под машиной. Количество направлений сортировки
у такой машины достигает 200, её производительность - 1200 посылок в час
(на одного оператора).


Рис. 3. Цепной конвейер для сортировки
посылок (СССР).


Для перевозки почты используют все совр.
средства воздушного, наземного и водного транспорта. В нач. 70-х гг. в
СССР и в ряде др. стран получает развитие контейнерная перевозка почты
в специализир. почтовых вагонах и на автомобилях - самопогрузчиках. Почтовые
вагоны (рис. 4) оборудованы кранами с выдвижными стрелами, задвижными дверями,
пультом дистанционного управления кранами и дверями, автономной системой
электропитания. Такой вагон может перевозить до 45 контейнеров. Масса контейнера
с почтой может достигать 500 кг.


Рис. 4. Специализированный почтовый вагон
для перевозки контейнеров (СССР).


В СССР внедряется (с 1971) система моторизов.
доставки почты к опорным пунктам почтальонов - металлич. шкафам с запирающейся
дверкой, к-рые устанавливают на полу или крепят к стене. Почтальон выбирает
почту из опорного шкафа и разносит её абонентам или раскладывает по ячейкам
абонентских шкафов, установленных в подъездах жилых домов.


П. т. развивается в направлении внедрения
автоматизированных систем обработки для всех почтовых отправлений и печатных
изданий, а также создания автоматизированных систем управления (АСУ) производственными
процессами как внутри крупных почтовых предприятий, так и в отрасли почтовой
связи в целом.


Лит.: Сергейчук К. Я., Ламм И. А.,
Новые разработки средств механизации и автоматизации почтовой связи в Англии,
Франции, ФРГ и Японии, М., 1970; Соколов В. П., Почтообрабатывающие машины
и автоматы, М., 1970; Носов Г. Я., Механизация предприятий почтовой связи,
М., 1974. И. А. Ламм.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я