ПОРОХА

ПОРОХА твёрдые (конденсированные)
уплотнённые смеси взрывчатых веществ, способные к протеканию в узкой
зоне самораспространяющихся экзотермич. реакций с образованием гл. обр.
газообразных продуктов. Горение П. происходит параллельными слоями
в направлении, перпендикулярном к поверхности горения, и обусловлено передачей
тепла от слоя к слою. В отличие от др. взрывчатых веществ, горение П. (благодаря
исключению возможности проникновения продуктов горения внутрь вещества)
устойчиво в широком интервале внеш. давлений (0,1 -1000 Мм/м2).
Горение параллельными слоями позволяет регулировать суммарную скорость
газообразования по времени размерами и формой пороховых элементов (как
правило, трубки различной длины или диаметра с одним или неск. каналами).
Скорость горения П. зависит от состава, начальной темп-ры и давления.


Различают два типа П.: пластифицированные
системы на основе нитроцеллюлозы (бездымные пороха), к-рые делятся
на пироксилиновые пороха, кордиты и бал-листиты, гетерогенные
системы, состоящие из горючего и окислителя (смесевые пороха), в т. ч.
дымный
порох.



П. применяются в огнестрельном оружии для
сообщения снаряду необходимой скорости. П., используемые в ракетных двигателях,
наз. твёрдым ракетным топливом. Смесевые П.- в основном термореактивные
высоконаполненные полимерные системы с существенно меньшей (чем у баллистных
П.) зависимостью физико-механич. характеристик от темп-ры. Совр. смесевые
П. содержат примерно 60-70% перхлората аммония (окислитель), 15-20% полимерного
связующего (горючее), 10-20% порошкообразного алюминия и др. добавки. Смесевые
П. как твёрдые ракетные топлива обладают рядом преимуществ перед бал-листными
П.: более высокой удельной тягой, меньшей зависимостью скорости горения
от давления и темп-ры, большим диапазоном регулирования скорости горения
при помощи различных присадок, возможностью регулирования физико-механич.
характеристик. Благодаря высоким эластич. свойствам смесевых П. можно изготовлять
заряды жесткоскреп-лёнными со стенкой двигателя, что резко увеличивает
коэфф. наполнения твёрдым ракетным топливом двигат. установки.


Раньше всех был применён дымный П., место
и время изобретения к-рого точно не установлены. Наиболее вероятно, что
он появился в Китае, а затем стал известен арабам. Дымный П. начали применять
в Европе (в т. ч. и в России) в 13 в.; до сер. 19 в. он оставался единств.
взрывчатым веществом для горных работ и до кон. 19 в.- метательным средством.
В кон. 19 в. в связи с изобретением т. н. бездымных П. дымный П. потерял
своё значение. Пироксилиновый П. впервые был получен во Франции П. Вьелем
в 1884, а в России в 1890 Д. И. Менделеевым (пироколлодийный П.) и группой
инженеров Охтенского порохового з-да (пироксилиновый П.) в 1890-91. Кордит-ный
П. был впервые получен в Великобритании в кон. 19 в., баллистный П. предложен
в 1888 в Швеции А. Нобелем. Заряды из баллистных П. для ракетных
снарядов впервые разработаны в СССР в 30-х гг. и успешно использовались
сов. войсками в период Великой Отечеств, войны 1941-45 (гвардейские миномёты
"Катюша"). Смесевые П. нового состава и заряды из них для реактивных двигателей
были созданы во 2-й пол. 40-х гг. сначала в США, а затем и др. странах.


Лит.: Серебряков М. Е.. Внутренняя
баллистика, 2 изд., М., 1949; Корнер Д ж., Внутренняя баллистика орудий,
пер. с англ., М., 1953; Паушкин Я. М., Химия реактивных топлив, М., 1962;
Сарнер С., Химия ракетных топлив, пер. с англ., М., 1969. Г. К. Клименко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я