ПОППЕР

ПОППЕР (Popper) Карл Раймунд (р.
28.7.1902, Вена), австро-англ. философ-неопозитивист, логик и социолог.
Был близок к Венскому кружку. С 1945 живёт в Великобритании, проф.
логики и науч. метода Лондонского ун-та (1949-1969), декан ф-та философии,
логики и науч. метода в Лондонской школе экономики и политич. науки (1945-69).


Филос. концепция П., к-рую он назвал "критич.
рационализмом", близка к логическому позитивизму, хотя он критически
относится к нек-рым осн. положениям последнего. Осн. цель философии П.
видит в разработке логич. основ науч. методологии. Взгляды П. на природу
науки противоречивы: критикуя учения, рассматривающие универсальные законы
и теорию как правила или совокупность инструкций для выведения одних единичных
высказываний из других, заявляя, что наука имеет дело с объективными явлениями
и способна к реальным открытиям, он в то же время отрицает, что наука постигает
истину. Критикуя принцип верификации (эмпирич. подтверждения) Венского
кружка, П. в качестве методологич. принципа, с помощью к-рого можно отделить
научное знание от умозрительных метафизич. спекуляций, выдвигает принцип
фальси-фицируемости (опровержимости): принадлежность теорий, утверждений
к науч. знанию определяется возможностью их опровержения опытом. Согласно
П., наука развивается за счёт выдвижения смелых гипотез, к-рые затем разными
способами пытаются опровергнуть. Чем больше из гипотезы можно вывести следствий,
способных опровергнуть её на опыте, тем богаче она по содержанию. Неопровержимыми
(базисными) высказываниями науки непоследовательно объявляются им те, к-рые
компетентными наблюдателями признаются настолько обоснованными, что в дальнейшей
проверке не нуждаются. В области логики П. известен работами по вероятностной
логике и теории выводимости. В социологии П. резко выступает против детерминизма
и
историзма,
особенно
марксистского, отвергая возможность науч. теории историч. развития. В противовес
этому он требует от социологии планирования конкретных социальных изменений
с помощью фрагментарной "социальной инженерии". П. является апологетом
бурж. демократии, рассматривая её как "открытое", гуманное общество и противопоставляя
"тоталитарным", "закрытым" обществам, к к-рым он с антикоммунистич. позиций
причисляет социалистич. общество.


С о ч.: Logik der Forschung, 3 Aufl.,
Tubingen, 1969; The open society and its enemies, 5 ed., v. 1 - 2, L.,
1966; The poverty of historicism, N. Y.- L., 1967; On the sources of knowledge
and of ignorance, L.- Oxf., 1960; Conjectures and refutations: the growth
of scientific knowledge, 3 ed.An evolutionary approach, Oxf., 1972; Philosophy and phisycs, L., 1974.


Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии,
Л., 1964, с. 140 - 53; Корнфорт М., Открытая философия и открытое общество,
пер. с англ., М., 1972; Wе11mег А., Methodologie als Erkenntnistheorie,
[Fr./M., 1967]; The critical approach to science and philosophy, ed. by
M. Bunge. N. Y.-L., 1964: The philosophy of K. Popper, ed. by P. A. Schilpp,
La Salle, 1970.


И. С. Добронравов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я