ПОЛЬША

ПОЛЬША


XVI. Балет

Первые балетные представления показывались
в П. ещё в 17 в. Балетные труппы складывались в 18 в. при дворах магнатов.
Одна из них - Т-во танцовщиков его королевского величества -формируется
в период 1785-94 в первую проф. труппу П. В 1801 в Варшаве открылась балетная
школа, которой руководил франц. педагог Ф. Ле Ду (в 1818 реорганизована
в школу при "Театре Народовы"). Выпускники этой школы вошли в состав балетной
труппы "Театра Народовы" (Л. Польковская, Ю. Межиньская, Л. Полихновская,
Е. Валинъский и др.). В 1823 франц. балетм. Л. Терри и Межиньская пост,
здесь балет "Свадьба в Ойцуве" на музыку К. Курпиньского и Ю. Дамсе, основанный
на польск. нар. танцах и обрядах. В 1826-43 труппой руководил франц. балетм.
М. Пион. В 1833 в Варшаве в "Театре Бельки" была создана балетная труппа.
В 1843-1867 (с перерывами) здесь работал балетм. Р. Турчинович (поставил
"Жизель" А. Адана, 1848, "Эсмеральду" Ч. Пуньи, 1851, и др.). С 70-х гг.
19 в. и до 1918 польск. балетный театр переживал кризис из-за отсутствия
постоянного руководства и эмиграции артистов балета. Здесь работали иностр.
балетмейстеры и танцовщики: Э. Чекетти, М. М. Фокин и др. После получения
П. независимости (1918) начинается возрождение нац. балета. Балетм. П.
Зайлих, Ф. Па-рнель, Я. Циклиньский ставят балеты польск. композиторов
К. Шимановского ("Харнази"), К. Московского, Л. Ружицкого. При оперных
театрах Львова, Познани создаются балетные труппы. В 1937 организована
самостоят, труппа Балет польский (рук. Б. Нижинская и Л. Вуйциковский,
солисты - О. Славская, О. Глинкувна, 3. Килиньский и др.). После 2-й мировой
войны в 1945-52 в ПНР открываются театры (и при них балетные труппы и школы)
в Варшаве, Бытоме, Познани, Вроцлаве, в 1952-64 в Гданьске, Лодзи, Быдгоще,
Кракове. В их репертуаре балеты классич. наследия ("Лебединое озеро" П.
И. Чайковского, "Жизель"; "Петрушка" И. Ф. Стравинского и др.), совр. зарубежных
("Чудесный мандарин" Б. Бар-тока и др.), а также современных польских композиторов
(Г. Бацевич, А. Блё-ха, Т. Берда). Среди известных артистов балета и балетмейстеров:
Я. Яжи-нувна-Собчак, Л. Вуйциковский, Б. Бит-нерувна, В. Груца и др. В
1973 в Познани создан Польск. театр танца (Поз-нанский балет), к-рым руководит
балетмейстер К. Джевецкий (в своей практике ориентируется на танец "модерн").
В П. имеется (1974) 9 балетных трупп, 4 хореографических училища. Материалы
по вопросам балетного искусства публикуются в журн. "Ruch muzyczny" (с
1960) и "Taniec". Среди ведущих бале-товедов: И. Турская, Т. Высоцкая,
Я. Пуделек.


Лит.: Turska Y., Krotki zarys historii
tanca i baletu, Kr., 1962; Pudelek J., Warszawski balet romantyczny, Kr.,
1968; Wysocka Т., Dzieje baletu, Warsz., 1970.
XVII. Драматический театр


Ранние формы театральных зрелищ в П.- литургич.
представления (сохранились отдельные сценарии 2-й пол. 13 в.). С развитием
мистериального театра в 15 в. в религ. сюжеты стали проникать светские,
сатирич. нар. мотивы (напр., "История о славном воскресении господнем"
Николая из Вильковецка, между 1570-80). С кон. 16 в. получили распространение
школьные театры, создававшиеся в дидактич. целях монашескими орденами.
Однако и в их нази-дательно-схоластич. спектакли проникали реалистич. мотивы.
В эпоху Возрождения возник придворный театр, упрочивший связи П. с театр,
культурой др. стран. В 1633 в королев, замке в Варшаве было открыто первое
постоянное театр, помещение с лучшей театр, техникой того времени. При
короле Станиславе Августе Понятовском, любителе театра и просвещённом меценате,
были построены в Варшаве (парк Лазенки) театр "В апельсиновой оранжерее"
(1788) и открытый амфитеатр "На острове" (1790). Во 2-й пол. 18 в. крупные
магнаты, подражая королев. двору, создавали в своих поместьях театры, развитие
к-рых, проходившее под влиянием просветительских идей, способствовало формированию
нац. театра П. В Варшаве 19 нояб. 1765 начал работать польский "Театр
Народовы"
-первый публичный театр П., ставивший пьесы польск. драматургов
и иностр. авторов. В конце 18 в. борьбу за передовое нац. театральное иск-во
возглавил В. Богуславский - режиссёр, актёр, драматург, теоретик и педагог,
на протяжении мн. лет руководивший "Театром Народовы"; его деятельность
способствовала организации и упрочению театров в Кракове, Вильнюсе, Познани
и др. городах. Постановка им на сцене "Театра Народовы" на собств. либретто
оперы-водевиля "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (муз. Я. Стефани, 1794)
была выражением передовых идей нац. освобождения. Богуславский воспитал
плеяду актёров, выступавших на сцене "Театра Народовы": К. Б. Свежавский,
К. Ов-синьский, М. Шиманьский, Т. и А. Трусколаские, Ю. Ледуховская, Л.
Дмушевский, А. Жулковский-отец и др.


1810-40-е гг. характеризуются разрывом
между театральной практикой (репертуаром) и лит. драмой, достигшей своего
расцвета в произв. выдающихся польск. романтиков (А. Мицкевича, Ю. Словацкого,
3. Красиньского и др.), но не нашедшей сценич. воплощения в то время. Значит,
завоеванием театрального иск-ва стала постановка пьес Ю. Коженёвского,
А. Фредро, отмеченных демократич. настроенностью, и европ. классики. В
1829 открылся театр "Розмаитости" (как филиал "Театра Народовы", к-рый
слился с ним в 1836). Первый его руководитель - Б. Кудлич, воспитавший
мн. известных актёров, среди к-рых Я. Круликовский, А. Жулковский-сын,
Л. Гальперт, Ю. Рыхтер.


С кон. 60-х гг. 19 в. ведущим в стране
становится Краковский театр, руководимый С. Козьмяном. Здесь сформировалась
т. н. краковская школа - школа передового реалистич. сценич. мастерства,
чуждого внешней декламационности, основанного на проникновении в психологию
персонажа, на сдержанности внешних средств выражения. Её принципы нашли
воплощение в творчестве А. Гофман, Ф. Бенды, В. Рапацкого, Б. Ладновского,
Р. Желязовского, Л. Сольского. С краковской школой было связано творчество
крупнейшей польск. актрисы X. Мод-жеевской. Опыт режиссуры краковской школы
был развит в творчестве Т. Пав-ликовского и Ю. Котарбиньского. Традиции
сценич. реализма продолжали мн. виднейшие мастера кон. 19 - нач. 20 вв.,
в т. ч. К. Каминьский, М. Френкель, М. Пшибылко-Потоцкая, В. Семашко, А.
Зельверович, К. Адвентович, Ю. Венг-жин, Б. и Е. Лещиньские, С. Высоцкая.


В 1913 в Варшаве открылся "Театпр Польски",
к-рый
стремился противостоять проникновению в сценич. иск-во бур-жуазно-коммерч.
влияния. Созданный по инициативе А. Шифмана, театр утверждал высокое качество
репертуара, принцип подчинения всех компонентов действия единому замыслу,
новаторство режиссёрских и декорац. решений. С его деятельностью в той
или иной степени были связаны виднейшие мастера сцены, осуществлявшие в
20-30-е гг. (опираясь на принципы К. С. Станиславского) прогрессивные творческие
начинания и продолжавшие их затем после создания народной П. Среди них:
актёры и режиссёры Ю. Остэрва, С. Ярач, С. Высоцкая, а также Л. Шиллер,
проводивший в своём творчестве концепцию "огромного театра" - театра монументального,
поэтического и высокогражданственного, выражавшего идеи А. Мицкевича и
С. Выспяньского.


После освобождения П. от фаш. оккупации
(1944) начался процесс активного строительства нового нар. театра. В июне
1946 состоялась первая сессия Театр, совета, наметившая осн. направление
работы театров как средства духовного воспитания широких масс. Были восстановлены
и заново организованы театры в Варшаве, Кракове, Вроцлаве, Познани, Катовице,
Гданьске, Лодзи, Ополе, Торуни и др. В 1949 завершилась национализация
театров. Важной вехой, отметившей первые успехи театра, возрождённого после
войны и оккупации, явился фестиваль пьес У. Шекспира (1947), в числе лучших
спектаклей к-рого были работы виднейших режиссёров старшего поколения (Л.
Шиллера, В. Хожицы, И. Галля). В 1949 был проведён фестиваль рус. классич.
и сов. драмы, имевший важное значение в утверждении принципов социалистич.
эстетики. В 1951 во Вроцлаве был организован фестиваль совр. польск. пьесы,
проводимый затем ежегодно (регулярно с I960). Догматич. тенденции, выразившиеся
в произв. нек-рых польск. драматургов и театров (кон. 40 - нач. 50-х гг.)
в суженном представлении о путях развития социалистич. иск-ва, позднее
преодолевались прежде всего в пьесах Л. Кручков-ского, а также Е. Лютовского,
Е. Брош-кевича, Т. Ружевича, С. Гроховяка, в нач. 70-х гг.- Э. Брылля и
др. Получили широкое и разностороннее воплощение произв. А. Мицкевича,
Ю. Словацкого, 3. Красиньского, С. Выспяньского.



Таблица I



К ст. Пномпень. 1. Ват Пном. Ступа.
15 в. 2. Мост через р. Тонлесап. 3. Тронный зал Королевского дворца. 2-я
пол. 19 - нач. 20 вв. 4. Главный корпус Высшего технического института.
1962-64. Архитекторы С. Н. Михайлов, А. В. Мочалов, В. П. Наумов. 5. Улица
Сангкак. 6. Современный жилой дом.



Таблица II



К ст. Познань. 1.< Костёл
Девы Марии. 1431-48. 2. Доминиканский костёл. Западный портал (сер. 13
в.). 3. "Псалтерия". 1512. 4. Ратуша. 1550-60. Архитектор Дж. Б. Куадро.
5. Ратуша. Зал Совета. 1555-60. 6. Застройка улицы имени Красной Армии.
Нач. 1960-х гг. Архитекторы Е. Лищневич, Г. Грохульский и др. 7. Дворец
Дзялыньских. 1773-1815. 8. Кармелитский костёл св. Юзефа. 2-я пол. 17 в.
9. Гауптвахта. 1787. 10. Гостиница "Меркурий". 1964. Архитекторы Я. Чесьлиньский,
Я. Венцлавский и Г. Грохульский.



Таблица III



К ст. Польша. 1. Побережье балтийского
моря. 2. Озорно-лесной ландшафт в окрестностях г. Су валки на северо-востоке
страны. 3. Формы вмвстрипаиия в горах Крконоше. 4. Гребневая зона Татр.
5. Озеро Гопло. 6. Межгорная котловина Подгале на юге Полыни. 7. В беловежской
пуще.



Таблица IV



К ст. Польша. 1. Общий вид центра
Варшавы. 2. Щецин. Центр города. 3. Вроцлав. 4. Торунь, 5. Гданьск. Один
из рукавов дельты Вислы. 6. Ансамбль зданий Ягелланского университета в
Кракове. 7. Лодзь. 8. Горный курорт Закопане.



Таблица V



К ст. Польша. 1. Костел св. Якуба
в Торунн. Нач. 14-15 вв. 2. "Суксннице" в Кракове. 13-14 вв. (Аттик и лестница
-1555 - 59, арх. Дж. М. Падовано; наземная галерея фасада пристроена в
1875-79). 3. Костёл в Туме. Ок<. 1141-61. 4. Костёл Троицы в Радэыне
Подляски. Западный фасад (1641). 5. Айорец "Под бляхой" в Варшаве. 17-18
вв. 6. А. Корацци. Дворец Статика в Варшаве. 1820-23. 7. К. Мерошевский.
Костёл бернардинцев на Страдоме в Кракове. 1670-80. 8. М. Лейкам. Универсальный
магазин в Познани. 1952. 9. К. Фрыч. Кондитерская Михалика в Кракове. 1911.
10. В. Брызеки др. Дом студенток в Кракове. 1964. Бар. 11. С. Ющик. Высшая
сельскохозяйственная школа в Кракове. 1963.



Таблица VI



К ст. Польша. 1. "Распятие из Кожеиной".
2-я четверть 15 в. Фрагмент. 2. Вит Стош. "Взятие Христа под стражу". Фрагмент
алтаря костёла Девы Марии в Кракове (дерево, 1477-89). 3. Станислав Самост
тельник. Портрет Анны Шидлоиецкой. Миниатюра генеалогической книга семьи
Шидловедких. До 1530. Библиотека в Курнике. 4. М. Кобер. Портрет Стефана
Батория. 1583. Монастырь миссионеров. Краков. 5. П. Михаловский. "Крестьянин
в шляпе". Ок. 1846. 6. Ф. Рушиц. "Земля". 1898. 7. Я. Матейко. "Прусская
дань". 1882. Фрагмент. 8. К. Дуниковский. "Оруженосец". Ил цикла "Вавельские
головы" (дерево, 1925--29). "Посольский" зал королевского замка на Ванеле.
Краков. 9. Я. Цибис. "Старый Сонч". 1959--60. Национальный музей. Познань.
10. А. Нахт Самборский. "Натюрморт". Ок. 1960. (1,'7 - Национальный музей,
Краков; 5, 6 - Национальный музей, Варшава.)
Таблица VII



К ст. Польша. 1-6. Сцены из спектаклей:
1. "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" В. Богуславского. "Театр Народовы".
Варшава. 1794. С акварели А. Лормана. 2. "Дзяды" А. Мицкевича. "Театр Польски".
Варшава. 1934. 3. "Мария Стюарт" Ю. Словацкого. "Театр Польски". Варшава.
1958. 4. "История о славном воскресении господнем". "Театр Народовы". Варшава.
1962. 5. "Свадьба" С. Выспяньского. "Театр Повшехны". Варшава. 1963. 6.
"Беневский" Ю. Словацкого. "Театр Народовы". Варшава. 1974. 7. Сцена из
балета "Пан Твардовский" Л. Ружицкого. "Театр Вельки". Варшава. 1957. 8.
Сцена из оперы "Галька" С. Монюшко. Познанский театр олеры и балета. 9-12.
Кадры из фильмов: 9. "Пепел и алмаз". Реж. А. Вайда. 1958. 10. "Мать Иоанна
от ангелов". Реж. Е. Кавалерович. 1961. 11. "Пассажирка". Реж. А. Мунк.
1963. 12. "Структура кристалла" (в советском прокате - "Размышление").
Реж. К. Занусси. 1969.
Таблица VIII



К ст. Помпеи. 1. Форум. 2 в. до
н. э. 2. Улица Стабий. 3. Храм Исиды. 4. Перистиль дома Веттиев. 5. Ноланские
ворота. 6. Роспись т. н. Виллы Мистерий близ Помпеи ("2-й помпеянский стиль").
Сер. 1 в. до н. э. Фрагмент. 7. Роспись дома Веттиев в Помпеях ("4-й помпеянский
стиль"). Фрагмент. 8. Образец росписи "3-го помпеянского стиля". (2-5,
7, 8 -1 в. н. э.)


Наряду с представителями старшего поколения
- Л. Сольский, А. Зельверович, К. Адвентович, М. Цвиклиньская, Я. Кречмар,
Э.
Барщевская,
И. Эйхле-рувна, В. Брыдзиньский, Я. Курнакович, Ю. Венгжин, Е. Лещиньский,
Я. Вощерович, М. Выжиковский, К. Опалиньский, В. Ханьча, Л. Семполиньский,
И. Квятковская,- большой вклад в развитие актёрского иск-ва внесли представители
среднего поколения - X. Миколайская, 3. Мрозовская, А. Сленская, Б. Крафтувна,
3. Куцувна, X. Скаржанка, Я. Свидерский, Т. Фиевский, Г. Холоубек, Т. Ломницкий,
В. Семён, М. Дмо-ховский, И. Гоголевский, Ч. Воллейко, А. Лапицкий, Д.
Ольбрыхский, М. Ко-моровская, А. Полони, В. Пшоняк, Ю. Новицкий и др. В
числе крупнейших режиссёров, помимо названных,-А. Ханушкевич (руководитель
"Театра Народовы", выступает и как актёр), Э. Аксер (руководитель театра
"Вспулчесны", Варшава), К. Скушанка, Е. Красовский, Е. Яроцкий, К. Деймек,
А. Бардини, Л. Замков, М. Окопиньский, Л. Рене, 3. Хюбнер, Ю. Шайна, К.
Браун, Е. Гро-товский (создатель известного "Театра-лаборатории"), X. Томашевский
(вроц-лавский Театр пантомимы), К. Свинарский, Я. Варминьский. Среди молодого
поколения режиссёров - М. Прус, Е. Гжегожевский, Р. Кордзиньский. Крупнейшие
достижения польск. театрально-декорационного иск-ва связаны с творчеством
художников А. Пронашко, В. Дашевского, О. Аксера, Я. Косиньского, Т. Рошковской,
К. Захватович, М. Колодзей, Ю. Шайна.


Среди ведущих театров П. (1974): "Народовы",
"Польски", "Атенеум", "Драматычны", "Вспулчесны" - в Варшаве; Театр им.
Ю. Словацкого, "Стары" имени X. Моджеевской- в Кракове; "Новы"- в Лодзи,
"Выбжеже" - в Гданьске, им. Ю. Остэрвы - в Люблине, им. В. Хо-жицы - в
Торуни, им. С. Выспяньско-го - в Катовице, Драматич. театры (объединение)
- во Вроцлаве, "Польски" - в Познани и др. Приметное место в театр, жизни
П. занимают студенч. театры, мн. из к-рых достигли заслуженной популярности
("СТС" - в Варшаве- ныне проф. театр, "Каламбур" - во Вроцлаве, "Бим-бом"
- в Гданьске и др.). В Варшаве, Кракове и Лодзи работают высшие театр,
школы. Науч. работа в области театрального иск-ва ведётся в отделе театра
Ин-та иск-ва Польской АН в Варшаве. В Варшаве имеется Театральный музей.
Среди ведущих театроведов и критиков: 3. Рашевский, С. Марчак-Оборский,
Ю. Щублевский, Т. Сиверт, К. Пузына, Р. Шидловский и др. Выходят периодич.
издания по театру: журналы "Teatr" (с 1945), "Dialog" (с 1956), "Scena"
(с 1970), квартальник "Pamietnik teatralny" (с 1952), ежегодник "Almanach
Sceny Pol-skiej" (с 1961). Театральные деятели объединены в Союз артистов
театра (осн. в 1919).


Лит.: Игнатов С., Польский театр,
в кн.: История западноевропейского театра, т. 2, 4, М., 1957-64; Ростоцкий
Б. И., Театр и кино, в кн.: История Польши, т. 3, М., 1958; его же, Театр,
в кн.: Очерки истории Народной Польши, М., 1965; его ж е, Польский театр,
в кн.: История зарубежного театра, ч. 2, М., 1972; Сольский Л., Воспоминания,
[пер. с польск.], М., 1961; Шидловский Р., Театр в Польше, Варшава, 1972;
EstreicherK., Teatr w Polsce, t. 1 - 3, 2 wyd., Warsz., 1953; StrzeleckiZ.,
Polska plastyka teat-ralna, t. 1-3, Warsz., 1963; Сsat 6 E., Pplski teatr
wspolczesny pierwszej pofowy XX wieku, Warsz., 1967; Marczak-Oborski S.,
Teatr czasu wojny, Warsz., 1967; его же, Zycie teatralne w Latach 1944-1964,
Warsz., 1968; Slownik biograficzny teatru polskiego. 1765-1965, Warsz.,
1973. Б.И.Ростоцкий.



Цирк. До кон. 80-х гг. 19 в. на
ярмарках и улицах городов П. выступали бродячие цирковые труппы, акробаты,
жонглёры, фокусники. Первый крупный передвижной цирк создал А. Пинсель.
В 1883 в Варшаве был построен стационарный цирк (антреприза В. Чинизелли,
позже А. Чинизелли), в к-ром работали гл. обр. иностранные артисты; в нач.
20 в. цирк перешёл к С. Мрочковскому. В годы 2-й мировой войны 1939-45
здание цирка было разрушено, прекратил деятельность и передвижной цирк
бр. М. и Б. Станевских (работал в 1932-39). Деятельность цирка в ПНР восстанавливается
с 1945, возрождаются нек-рые передвижные цирки. В 1945 создаётся гос. Объединение
зрелищных предприятий (ОЗП); работают 15 шапито, среди них - Первый гос.
цирк в Лодзи (с 1945; директор и художеств. руководитель Э. Манц), "Арена",
"Варшава", "Полония", Театр-цирк "Сказка". В кон. 50-х гг. в Юлинске (под
Варшавой) организована учебно-производств. база для подготовки новых номеров
и программ. С 1954 развёртывается гастрольная деятельность артистов польск.
цирка за рубежом. В 1956 в Варшаве был проведён Первый междунар. фестиваль
циркового иск-ва. Среди мастеров польск. цирка: М. и С. Бараньски, Йолес
(велофигуристы), Б. и П. Баста (дрессировщики лошадей), К. Балшак, Э. Двораковский,
Е. Кордиум (клоуны), Браун, Бруских (жонглёры), Збышко-Цыганевич, Пытлясиньские
(атлеты-борцы), дуэт клоунов Дин-Дон (В. Манц и Э. Манц) и др.

А. Я. Шнеер.
XVIII. Кино


Регулярное произ-во фильмов начинается
в 1908-14. Осн. кинопродукция 1910-30-х гг.- экранизации произв. нац. лит-ры,
а также кинокомедии с участием популярных актёров А. Фертнера, А. Дымши.
В отд. фильмах появились проблемы борьбы за освобождение народа, элементы
обществ. критики, а также стремление к обновлению кинемато-графич. языка,
к решению специфич. для кино эстетич. проблем. Значит. событием стало создание
кинообъединений "Старт" (в 1930) и "Кооператив киноавторов" (в 1937), фильмы
к-рых (гл. обр. короткометражные) и теоретич. работы были направлены против
безыдейности киноискусства. В фильмах Э. Ценкальского, В. Якубовской, Е.
Зажицкого, Е. Боссака, С. Воля и др. нашли отражение актуальные социальные
проблемы, жизнь простых людей. После начала 2-й мировой войны 1939-45 продолжала
работу лишь небольшая группа операторов-хроникёров под рук. А. Богдзевича.
Польская кинематография фактически перестала существовать, её технич. база
была уничтожена. Возрождение кино началось с выпуска документальных киносборников.
В 1945 кинопроизводство было национализировано, создана гос. студия "Фильм
польский". Осн. тематика кинолент первых послевоен. лет - трагич. события
войны и нем.-фаш. оккупации. Первый послевоен. художеств. фильм -"Запрещённые
песенки" (1947, реж. Л. Бучковский). Наиболее значит, кинокартина- "Последний
этап" (1948, реж. В. Якубовская). В сер. 50-х гг. резко возрос объём произ-ва
фильмов, возникло неск. новых творческих объединений, в области кино начали
работать творческие деятели, иск-во к-рых ознаменовало новый период в развитии
нац. кинематографа. Были созданы новаторские произв. кино, получившие большой
обществ. резонанс: "Поколение" (1955), "Канал" (1957), "Пепел и алмаз"
(1958) (реж. всех кинолент А. Вайда), "Настоящий конец большой войны" (1957,
в сов. прокате-"Этого нельзя забыть", реж. Е. Кавалерович), "Героика" (1958,
реж. А. Мунк), "Прощания" (1958, реж. В. Хас) и др. В центре этих фильмов
-философское осмысление 2-й мировой войны и её последствий, охват широкого
круга историч., обществ. и нравств. проблем. Для них характерны высокая
художественность, интеллектуальность, острая конфликтность, напряжённая
эмоциональность и экспрессия. Одним из заметных явлений стала кинокартина
на совр. материале "Человек на рельсах" (1957, реж. А. Мунк). Мн. кинопроизв.
60 - нач. 70-х гг. поев, нравственным и социальным аспектам современности:
"Молчание" (1963, реж. К. Куц), "Жизнь ещё раз" (1965, реж. Я. Моргенштерн),
"Структура кристалла" (1969, в сов. прокате - "Размышления"), "Семейная
жизнь" (1971), "Иллюминация" (1973) (реж. всех фильмов К. Занусси) и др.
Военная тема вновь с большой силой разрабатывается в фильмах "Пассажирка"
(1963, реж. Мунк) и "Как быть любимой"(1963,реж. Хас). Значительность тематики
отличает фильмы реж. А. Вайды - "Пейзаж после битвы" (1970), "Земля обетованная"
(1975). Крупное художеств. достижение - совместный сов.-польск. фильм "Ленин
в Польше" (1966, реж. С. И. Юткевич). Среди фильмов совместного сов.-польск.
производства также "Помни имя своё" (1975, реж. С. Н. Колосов). Важное
место заняли экранизации польск. лит. классики: произв. С. Жеромского -
"Пепел" (1965, реж. Вайда); Б. Пруса-"Фараон" (1966, реж. Е. Кавалерович),
"Кукла" (1968, реж. Хас); Г. Сенкевича - "Пан Володыевский" (1969) и "Потоп"
(1974) реж. Е. Гофмана; С. Выспяньского -"Свадьба" (1973, реж. Вайда) и
др. Впервые в польском кино получила отражение жизнь силезских рабочих
в фильмах реж. Куца "Соль земли чёрной" (1970) и "Жемчужина в короне" (1972).
В числе исто-рико-биографич. кинолент -"Коперник" (1973, реж. Э. и Ч. Петельские).
Большое развитие получило документальное кино (реж. Е. Боссак, В. Казьмерчак,
К. Ка-рабаш, Т. Яворский, Р. Вьончек, В. Шлесицкий и др.), научно-популярное
(реж. В. Пухальский, 3. Бохенек, С. Грабов-ский, С. Кекеш, Я. Жуковская,
Ю. Аркуш, К. Марчак и др.), мультипликационное (режиссёры и художники Я.
Леница, В. Негребецкяй, 3. Олдак, Л. Маршалек, Д. Щехура, В. Герш и др.).
Мировой известностью пользовался актёр 3. Цибульский. Среди популярных
актёров: Л. Винницкая, Т. Ломницкий, Г. Холоу-бек, А. Лапицкий, Б. Тышкевич,
С. Микульский, П. Ракса, Д. Ольбрыхский, М. Завадзкая, М. Коморовская.
В 1966 организован Союз польских кинематографистов. Спец. образование деятели
польск. кино получают в лодзинской Гос. высшей школе кинематографии, телевидения
и театрального иск-ва им. Л. Шиллера (осн. в 1948). Науч. исследования
в области истории и теории кино ведутся в Ин-те иск-в Польской АН и при
Лодзинском ун-те. В Варшаве работает Польская фильмотека. Издаются еженедельники
"Film" (с 1946) и "Ekran" (с 1957), ежемесячные журналы "Kino" (с 1966),
"Studio" (с 1973) и др. С 1956 в стране действуют многочисл. киноклубы,
цель К-рых - распространение кинокультуры. В Кракове с 1961 проводится
Международный кинофестиваль короткометражных фильмов. В Гданьске с 1974
организуется фестиваль польских художеств, фильмов. В 1973 выпущено 25
художеств, фильмов, работало 2900 кинотеатров.


Илл. см. на вклейке, табл. VII (стр. 320-321).


Лит.: Михалек Б., Заметки о польском
кино, пер. с польск., М., 1964; Рубанова И., Польское кино, фильмы о войне
и оккупации. [1945-1965], М., 1966; Маркулан Я., Кино Польши, [Л.- М.,
1967]; Фуксевич Я., Кино в Польше, Варшава, 1973; Banaszkiewicz W., Witczak
W., Historia filmu polskiego, t. 1, Warsz., 1967; Jewsiewicki W., Polska
kinematograf ia w okresie filmu niemego, (1895-1929/1930), Lods, 1966;
его же, Polska kinematograf iaw okresie filmu dzwie-kowego (1930-1939),
Lodz, 1967; Коniсzek R., Polski film fabularny. (1947-1967), Warsz., 1967;
Тоep1itz J., Dwadziescia piec lat filmu Polski Ludowej, Warsz., 1969; Historia
filmu polskiego, t. 1, 3, Warsz., 1966-74. М. М. Черненко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я