Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯ БЛОКИPОBКА

ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯ БЛОКИPОBКА

ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКАЯ БЛОКИPОBКА одна
из систем железнодорожной автоматики и телемеханики, предназначенная
для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов по перегонам,
действие к-рой (в отличие от автоблокировки) осуществляется с участием
человека. При П. б. (рис.) путь между соседними станциями обычно принимается
за один блок-участок (ограждаемый участок пути), на к-ром может находиться
только один поезд; отправление поезда с одной станции на другую возможно
лишь при свободном блок-участке. Разрешением на занятие перегона или блок-участка
является показание сигнала (светофора или семафора) полуавтома-.
тич. действия, управляемого дежурным по станции. Информация об освобождении
поездом ограждаемого участка пути передаётся по проводам ЛС дежурному по
станции. Сигнал о прибытии поезда на станцию поступает на след, станцию
при помощи блок-аппаратов или пультов управления ПУ, системы к-рых воздействуют
на блокирующие устройства, находящиеся в зависимости от устройств, автоматически
контролирующих проследование поезда по контролируемому участку пути. Освобождение
определённого участка пути и прибытие поезда фиксируются датчиками, информация
от к-рых передаётся в блокирующие устройства, а затем используется для
управления путевыми светофорами или семафорами.


П. Г. Полторацкий. П. П. Полубояров.


При осуществлении взаимосвязи между станциями
механическими блок-аппаратами, работающими от электрич. тока, система П,
б. наз. электромеханической; при исполнении взаимосвязей электрич. реле
- релейной. В эле-ктромеханич. П. б. применяется как светофорная, так и
семафорная сигнализация, в релейной - только светофорная.


На жел. дорогах СССР применение находят
релейные системы П. б., при сохранении на нек-рых участках электро-механич.
системы. В релейной П. б. передача команд и управление сигналами осуществляются
оператором с пульта, выполнение этих команд контролируется по цвету горящих
сигнальных лампочек. Отправление поезда осуществляет дежурный по станции
открытием выходного светофора. По прибытии поезда на станцию под воздействием
его на путевую педаль или рельсовую цепь, выполняющих роль датчика информации,
происходит закрытие входного светофора. Блок-аппараты соседних станций
работают таким образом, что при открытом состоянии аппарата на одной станции
(т. е. поезд может быть отправлен) на другой станции аппарат закрыт (т.
е. отправление поезда невозможно, пока не освободится данный участок пути).
Лит.:
Путевая
блокировка IT авторегули-ровка, 2 изд., М., 1974.
И. Е. Дмитренко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я