ПОЛИКЛЕТ

ПОЛИКЛЕТ (Polykleitos) из Аргоса,
древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший во 2-й пол.
5 в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики. Статуи
П., исполненные им преим. в бронзе, утрачены и известны по копиям, а также
по свидетельствам антич. авторов. От сочинения П. "Канон" сохранилось 2
фрагмента. Под влиянием пифагореизма П. стремился обосновать и практически
воплотить закон идеальных пропорциональных отношений, выражавшийся у него
в стремлении к ясной соразмерности отд. частей гармонически сложенного,
прекрасного человеческого тела. Наиболее ярко художеств. воззрения П. проявились
в его статуе "Дорифор" (копьеносец; ок. 440 до н. э.; илл. см. т. 7, табл.
XXIX, стр. 288-289), где пластически противоположные состояния внешнего
покоя и скрытого движения, внутр. напряжения находятся в подчёркнутом равновесии
(см. Хиазм). Аналогичные принципы присущи и более поздним произв.
П.-"Раненой амазонке" (ок. 440-430 до н. э.; илл. см. т. 12, табл. XXV,
стр. 336-337) и "Диадумену" (статуе юноши с повязкой победителя; ок. 420-410
до н. э.); в последнем произв., более свободном по композиции, вероятно,
сказывается влияние Фидия. П. создавал также колоссальные хрисоэлефантинные
статуи (напр., Геры в аргосском Герайоне). Возможная историч. достоверность
и мифо-логич. идеализация сочетаются в произв. П. настолько органично,
что подлинные темы их во многом неясны (нек-рые учёные склонны видеть в
Дорифоре Ахилла, а в Диадумене - Аполлона или Париса). П. имел многочисл.
учеников и последователей вплоть до эпохи Римской империи (в частности,
своим учителем его считал Лисипп).


Поликлет. "Диадумен". Ок. 420-410 до и.
а. Римская копия. Национальный археологический музей. Афины.


Лит.: Недович Д. С., Поликлет, М.-Л.,
1939; Мирон и Поликлет. [Альбом. Вступ. ст. Г.Соколова], М., 1961; Lorenz
Th., Polyklet, Wiesbaden, 1972.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я