Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ

ПОДЪЁМНО-ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ устройства
для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной
плоскостях. П.-т. м. являются осн. средством механизации подъёмно-транспортных
и погрузочно-разгрузочных работ в пром-сти, стр-ве, на транспорте, в горном
деле и в сел. х-ве. П.-т. м. применяют также для перемещения людей в многоэтажных
жилых, обществ, и адм. зданиях, шахтах, на станциях метрополитенов и
т. д. По характеру выполняемых перемещений и назначению П.-т. м. могут
быть условно разделены на 5 укрупнённых групп: грузоподъёмные машины
и
механизмы, транспортирующие машины, машины подвесного однорельсового транспорта,
машины напольного транспорта (в т. ч. безрельсовый транспорт)
и
погрузочно-разгрузочные
машины.
П.-т. м. могут быть периодического (цикличного) и непрерывного
действия. К машинам нериодич. действия относятся простейшие неприводные
грузоподъёмные устройства: блоки, полиспасты
и др., а также грузоподъёмные
машины, гл. обр. элек-трич. подъёмные краны,
грузовые и пасс, лифты,
подъёмники.
Группу машин непрерывного действия составляют конвейеры
различных
типов, в т. ч. пассажирские
(движущиеся тротуары), элеваторы, эскалаторы,
и патерностеры.
К машинам однорельсового транспорта относятся
электрич. и пневматич., подвесные электротягачи, электро- и автотележки.
Представители машин напольного транспорта - авто- и электропогрузчики (см.
Погрузчик),
электро-штабелёры и др. Погрузочно-разгрузоч-ные машины бывают как
периодического действия (одноковшовые погрузчики, автомобилеразгрузчики
и
вагоноопро-кидыватели,
инерционные
разгружа-тели, разгрузочные машины скребкового типа), так и непрерывного
действия (многоковшовые погрузчики, пневморазгруз-чики, разгрузочно-штабелёвочные
машины и др.).


П.-т. м. могут иметь электрич., гидрав-лич.,
пневматич. привод или получать энергию от двигателя внутр. сгорания. Находят
применение также электрич. линейные двигатели (гл. обр. асинхронные),
позволяющие осуществлять непосредств. соединение двигателя с машиной (без
промежуточной механич. передачи).


Развитие П.-т. м. связано с разработкой
конструкций повышенной надёжности, обладающих высокими технич. параметрами,
с одновременным снижением металло- и энергоёмкости, а также с созданием
комплексов машин, совмещающих функции машин периодич. и непрерывного действия,
манипуляторов
и
машин-роботов (П.-т. м. с программным управлением), выполняющих различные
операции в труднодоступных местах, в опасных для здоровья людей условиях
и т. п. Примером комплексного подъёмно-трансп. сооружения является подвесная
канатная
дорога,
в к-рую входят механич. и электрич. оборудование конечных и
промежуточных станций и рельсовых путей, подвижной состав (вагонетки),
тяговые и несущие канаты, механич. оборудование линейных опор, строительные
сооружения (здания станций, линейные опоры, предохранительные мосты и др.).
Комплексами являются и др. установки, составляющие основу конвейерного
транспорта (ленточные и ка-натно-ленточные конвейеры), канатно-подвесного,
однорельсового, пневмокап-сульного (см. Пневматический транспорт) транспорта.


Лит.: Спивановский А. О., Дьячков
В. К., Транспортирующие машины, 2 изд., М., 1968; Машины непрерывного транспорта,М.,
1969; Ридель Э. И., По-грузочно-разгрузочные машины на железнодорожном
транспорте, М., 1969; Александров М. П., Подъемно-транспортные машины,
4 изд., М., 1972. В. С. Коновалов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я