ПОДРАЖАНИЕ

ПОДРАЖАНИЕ понятие, широко употреблявшееся
в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как
средства воспроизведения действительности. Идея П.- мимезиса -была всесторонне
разработана в антич. эстетике. Впервые она была высказана Демокритом, в
дальнейшем развивалась Сократом, Платоном, Аристотелем. Согласно идеалистич.
учению Платона, иск-во подражает не миру вещей, а миру идей; это П. является
слабым и неполным отблеском абс. красоты вечных идей. В противоположность
Платону Аристотель развивает материалистич. концепцию П. как сущности иск-ва.
Все виды иск-ва по природе своей являются подражательными. П. имеет две
функции: познавательную и эстетическую. С помощью П. люди приобретают первые
знания о мире и вместе с тем получают удовольствие - даже в том случае,
если предмет П. сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Представление
о мимезисе как П. природе возникло в эстетике эллинизма, в частности в
стоицизме
и
эпикурейской школе.


Для антич. эстетики было характерно представление
о мимезисе не как творчестве, созидании чего-то нового, а лишь как о реализации
чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда антич. философии.
Согласно Аристотелю, продукты иск-ва являются результатом соединения изначально
существующей формы и материи; художник не творит самих форм и лишь подражает
красоте космоса. Новое понимание художеств. П. вырабатывается эстетикой
неоплатонизма:
у
Плотина
иск-во
подражает не природе, не видимым вещам, а идеальным
эйдосам - прообразам
и формам всех вещей, мировому уму (нусу)
или деятельности демиурга.
В ср.-век. христ. эстетике, рассматривающей иск-во как несовершенный чувств,
отблеск идеальной божеств, красоты мира, преобладает аллегорич. и символич.
толкование иск-ва. Подобно Плотину и неоплатоникам, ср.-век. философы видят
в иск-ве П. не "прекраснейшему космосу", а божеств, началу, или идеальному
"архетипу" вещей. Фома Аквинский считает, что формы не изобретаются
художником, а изначально содержатся в его душе и лишь прилагаются им к
материи.


Представление об иск-ве как "зеркале" природы
получает широкое развитие у мыслителей и художников Возрождения (Л. Б.
Альберти,
А.
Дюрер
и др.), впервые истолковавших принцип П. как принцип творчества: художник
не прилагает готовую форму к материи, а сам

творит все формы вещей (напр., Марси-лио
фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество
самой формы, идеи дома). Художник подобен богу, он как бы заново творит
всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения
широко понимает принцип П., связывая его с "божеств." энтузиазмом, с вдохновением,
фантазией. П. становится универсальной категорией и рассматривается как
сущность всякого иск-ва вообще - не только живописи, но, в частности, поэзии
и музыки. С критикой теории П. выступил Ф. Патрици: в своей "Поэтике"
(1586) он в духе идей маньеризма противопоставил понятия "П." и
"выражение", считая, что именно выражение внутр. духовного мира художника
является отличит, особенностью поэзии и иск-ва вообще. Это противопоставление
П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике барокко, а в дальнейшем
- эстетикой "Бури и натиска" в Германии и эстетикой нем. и франц. романтизма.


Широкое распространение принцип П. получает
в эстетике классицизма, к-рая понимала его как П. рационалистически
трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в иск-ве
(Ш. Баттё и др.). В эстетике Просвещения принцип П. наиболее отчётливо
формулируется англ, философом Э. Берном, согласно к-рому П. наряду
с симпатией составляет одну из гл. социальных страстей, определяющую привычки,
мнения, весь образ жизни человека. В Германии идею П. природе развивали
А. Баумгар-тен, И. Зульцер, И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг и др. Принцип
П. подвергается глубокой критике в эстетике нем. классич. идеализма. По
И. Канту, "гениальность" противоположна духу подражания. Ф. В. Шеллинг
считал, что не иск-во подражает природе, а, напротив, сама природа строится
на тех же закономерностях, к-рые обнаруживаются в художеств, деятельности.


Марксистская эстетика, отмечая элементы
диалектич. понимания художеств, творчества в концепции П., преодолевает
ист. ограниченность последней (созерцательность и т. п.) в своём учении
об иск-ве как отражении действительности. Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков
В. П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 204 - 36; Лосев А.
Ф., История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969; Panofsky
E., Idea, Lpz.- В., 1924; Verdenius W. J., Mimesis. Plato's doctrine of
artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; К о 1-ler H., Die
Mimesis in der Antike, Bern, 1954. В. П. Шестаков.


П. в психологи и - копирование чужих движений
или действий, при к-ром возможно и усвоение новых форм поведения.
Наиболее
примитивные формы П. наблюдаются у животных в виде стимулирования видотипичных
(инстинктивных) движений в результате выполнения этих движений животными
(напр., взлёт стайки птиц при стремит, взлёте одной из птиц). Такое взаимное
стимулирование обеспечивает согласованность и синхронность поведения членов
стада или стаи. Высшие формы П. у животных относятся к имитационному научению,
при
к-ром происходит приобретение индивидуального опыта путём повторения действий
др. животного. Человекообразные и низшие обезьяны, собаки, кошки, крысы
и нек-рые др. животные способны иногда путём одного лишь созерцания соответствующих
действий сородича научиться решать нек-рые задачи (напр., выполнить в эксперименте
определ. движения, приводящие к овладению приманкой).


П. играет важную роль в онтогенезе как
животных, так и человека. При этом П. у человека качественно отличается
от П. у животных. По Л. С. Выготскому, П. "...есть один из основных
путей в культурном развитии ребёнка вообще" (-"Развитие высших психических
функций", М., 1960, с. 179), к-рый в ходе общения со взрослыми повторяет
их действия (а позже и поступки) и произносимые ими слова. По мере развития
внешнее усвоение новых форм поведения всё больше обогащается пониманием
смысла воспроизводимых действий. Поэтому в старшем детском и подростковом
возрасте воспи-тат. роль П. сказывается в стремлении следовать примеру
выдающихся личностей или героев лит. произведений. Сознат. П. подкрепляется
у человека совпадением результата действия с представлением заданного образца
(в частности, при П. в художеств, творчестве). Вместе с тем у человека
сохраняются и такие формы биология. П., как взаимная стимуляция (напр.,
"заразительный" кашель или смех или возникновение общего ритма совместных
действий и др.).


Лит. см. при статьях
Поведение,
Это-логия. К. Э. Фабри.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я