ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА корабль, приспособленный
для плавания и выполнения стратегических, оперативно-тактич. и др. задач
в подводном или надводном положении. В Сов. ВМФ и во флотах ведущих мор.
держав П. л. составляют род сил (см. Подводные силы флота). П. л.
имеет металлический каплеобразный или сигарообразный корпус, способный
выдержать давление воды на глубинах погружения. Для погружения П. л. заполняют
водой т. н. балластные цистерны. Изменение глубины и всплытие производятся
с помощью горизонтальных рулей с последующим вытеснением воды из балластных
цистерн сжатым воздухом или газом. Для движения П. л. в надводном положении
применяются атомные энергетич. или дизельные установки; в подводном положении
- атомные установки, электрич. аккумуляторы тока, на малых глубинах - дизельные
установки, имеющие соответствующие выдвижные воздухозаборные устройства.
Совр. П. л. в зависимости от их назначения вооружены баллистич. и крылатыми
ракетами, торпедами, минами, оснащены гидроакустич., радиолокац. и др.
радиоэлектронной аппаратурой. В соответствии с гл. оружием П. л. имеют
стратегич. или оперативно-тактич. назначение. Гл. оружие стратегической
П. л. составляют дальнобойные баллистич. ракеты с ядерными зарядами. На
этих П. л. применяются, как правило, атомные энергетич. установки, позволяющие
продолжительное время находиться в океане. П. л. оперативно-тактич. назначения
вооружены крылатыми ракетами и торпедами для борьбы с надводными кораблями
противника, глубоководными самонаводящимися торпедами для борьбы с подводными
лодками. П. л.-минные заградители вооружены минами различного назначения
и в качестве оружия самообороны - торпедами.


Подводная лодка, построенная по проекту
русского военного инженера К. А. Шильдера. 1834.



Стр-во П. л. началось в 17 в. Первые П.
л. были построены: в Лондоне - голл. учёным К. ван Дреббелем (1620), в
России - изобретателем-самоучкой Ефимом Никоновым (1724), в Сев. Америке
-Д. Бушнеллом (1776), во Франции -Р. Фултоном (1801), в Германии -В. Бауэром
(1850). П. л. имели медный или железный корпус, цистерны для приёма воды,
вёсла или гребные винты, вращаемые вручную; были вооружены минами, прикреплявшимися
к корпусу вражеского корабля с помощью спец. устройств и доставлявшимися
к нему шестом или гарпуном. Боевое применение впервые нашла П. л. под назв.
"Давид" во время Гражд. войны 1861-65 в США (построена южанином
Анулеем, длина 10,6 м, шир. и вые. ок. 2 м, экипаж -9 чел.,
вооружение - шестовая мина с зарядом 45 кг пороха). Движение П.
л. осуществлялось вращением гребного винта вручную. "Давид" потопил корабль
северян - броненосец "Хусатоник" и погиб вместе с ним. В 1866 в России
по проекту И. Ф. Александровского была построена первая в мире П. л. с
механич. двигателем, а в 1879 инж. С. К. Джевец-ким - П. л. с электрич.
аккумуляторами, комплексом средств регенерации воздуха, перископом и
приспособлениями для удержания глубины на подводном ходу. К нач. 20 в.
почти все мор. гос-ва начали стр-во боевых П. л. В России И. Г. Бубнов
создал в 1902 П. л. "Дельфин" [водоизмещение надводное 113 т, подводное
135,5 т. глуб. погружения 50 м, дальность плавания надводная 4500
км
(2500
миль), подводная НО км (60 миль), скорость хода 6 узлов]. П. л.
этого типа участвовали в рус.-япон. войне 1904-05 и несли дозорную службу
на подступах к Владивостоку. В 1912 по проекту Бубнова была построена П.
л. "Барс", имевшая водоизмещение надводное 650 т, подводное 782 т,
12
торпедных аппаратов. По проекту М. П. Налётова была построена П. л. "Краб",
явившаяся первым в мире подводным минным заградителем. К нач. 1-й мировой
войны 1914-18 П. л. воюющих сторон имели водоизмещение надводное до 670
т,
подводное
до 860 т, глуб. погружения до 50 м,
скорость надводного хода до
18, подводного -9-10 узлов, дальность плавания до 5700-7200
км
(3000-4000
миль), число торпедных аппаратов до 6. На нек-рых П. л. ставились 1-2 орудия
калибром 76-88 мм. П. л. предназначались для ведения разведки и
обороны баз, а в рус. флоте, кроме того, для постановки мин в базах вражеского
флота и на подходах к ним. Германия уже в 1914 начала широко применять
П. л. в боевых действиях. В сент.- окт. 1914 нем. П. л. потопили 6 англ,
крейсеров и 1 П. л., а также развернули активные действия против транспортов
на мор. и океанских коммуникациях. Полученный эффект применения П. л. вызвал
интенсивное стр-во их во всех флотах воевавших держав. Наиболее массовым
оно было в Германии, к-рая к ноябрю 1918 построила 334 и имела не завершённых
стр-вом 226 П. л. В ходе войны П. л. были значительно усовершенствованы,
их начали вооружать арт. орудиями калибром до 150 мм,
хотя гл. оружием
продолжало оставаться торпедное. К кон. войны П. л. всех флотов потопили
всего 192 боевых корабля, 5755 транспортов общим водоизмещением св. 14
млн. т; потери составили 265 П. л. В составе флотов П. я,
стали
одним из гл. родов сил. После войны строились П. л. преим. дальнего действия
с торпедным вооружением; они обычно делились на большие (океанские) и средние
(морские).


Русская подводная лодка "Нарвал" постройки
1911-15 (Черноморский флот).


Большие П. л. имели: водоизмещение до 2
тыс. т, глубину погружения 100 м, скорость хода надводную
до 39 км/ч (21 узел; Япония), дальность плавания до 14,5 тыс. км
(8
тыс. миль), отдельные П. л.- до 33 тыс. км (18 тыс. миль), число
торпедных аппаратов до 14, запас торпед возрос до 36, их калибр увеличился
с 450-500 до 533-550 мм. Калибр арт. орудий достигал 100, 130-150
мм.


Советская гвардейская Красноэнамённая подводная
лодка "М-172" (Северный флот. 1941-45).


В Сов. ВМФ стр-во П. л. началось в 1927
закладкой П. л. типа "Декабрист". В это время были также разработаны проекты
П. л. типов "Л" и "Щ", а затем "M-VI", впоследствии получившей назв. "Малютка".
В кон. 30-х гг. были построены экспериментальные П. л. с единым двигателем
для подводного и надводного хода.


Перед нач. 2-й мировой войны 1939-45 ВМС
США насчитывали 111 П. л., Великобритании - 58, Франции - 77, Италии -
115, Японии - 63, Германии -57, СССР - 218. Большое количество П. л., особенно
в Германии, было построено во время войны. Наиболее результативно П. д.,
использовались для борьбы на коммуникациях. Всего П. л. воюющих стран (кроме
СССР) потопили ок. 5 тыс. различных судов и боевых кораблей общим водоизмещением
св. 22 млн.
т.
За это же время погибло 1123 П. л.


П. л. Сов. ВМФ активно действовали на Баренцевом,
Балт., Чёрном и Япон. морях и за годы войны потопили 87 боевых кораблей
и 322 транспорта противника общим водоизмещением 938 тыс. т.


После войны во флотах всех гос-в гл. внимание
в развитии П. л. уделяется увеличению глубины их погружения, скорости и
продолжительности подводного хода. В 50-х гг. в США и СССР, а затем в Великобритании
и Франции началось стр-во П. л. с атомными энергетич. установками, позволившими
резко увеличить продолжительность непрерывного пребывания под водой и подводную
скорость хода, что вызвало коренные изменения в способах боевого использования
П. л.


Основу ударной мощи Сов. ВМФ составляют
атомные П. л. различного назначения. Они имеют большую автономность, практически
неограниченную дальность плавания под водой, высокую скорость хода, большую
глубину погружения, разнообразное оружие.


Лит.: Дробленков В. Ф., Герасимов
В. Н., Угроза из глубины, М., 1966; Ш е р р С. А., Корабли морских глубин,
М., 1964; Трусов Г. М., Подводные лодки в русском и советском флоте, 2
изд., Л., 1963. Я. П. Вьюненко.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я