ПОДВОДНАЯ КИНОСЪЁМКА

ПОДВОДНАЯ КИНОСЪЁМКА киносъёмка
различных
объектов, находящихся под водой (напр., морской и пресноводной флоры и
фауны), подводных работ, игровых сцен, происходящих в воде, и т. п. Осуществляется
обычными киноаппаратами через иллюминаторы подводных лодок и глубоководных
приборов, через прозрачные стенки бассейнов, аквариумов и т. д., а также
киноаппаратами, заключёнными вместе с автономными приводами в водонепроницаемые
боксы (камеры). В СССР первый киноаппарат для П. к. создан в 1933 оператором
Центр, студии документальных фильмов Ф. А. Леон-товичем. Этот киноаппарат,
управляемый оператором-водолазом, имел пружинный привод, кассету на 120
м
киноплёнки
и был заключён в водонепроницаемый бокс. Широкое распространение П. к.
получила после изобретения Ж. И. Кусто и Э. Ганьяном акваланга
(Франция,
1943), давшего оператору возможность находиться под водой достаточно долгое
время (час и более). Для удобства передвижения операторы часто пользуются
подводными буксировщиками (скутерами), а связь между собой поддерживают
при помощи гидроакустич. устройств. Совр. уровень техники позволяет вести
киносъёмку также и на глубинах, недоступных аквалангистам. В этом случае
киноаппарат управляется дистанционно (иногда с телевизионным контролем
снимаемого сюжета); для компенсации давления воды на бокс внутри последнего
создаётся противодавление (сжатым газом). При слабой освещённости снимаемых
объектов применяются осветит, установки, приспособленные для работы под
водой. В связи с большим светорассеянием воды в естеств. водоёмах (из-за
механич. взвеси, планктона и пр.) П. к., как правило, производится с использованием
цветной киноплёнки повышенной контрастности. П. к. применяется при съёмке
художественных, документальных, учебных, научно-популярных и н.-и. фильмов.


Лит.:
Кудряшов Н. Н., Киносъёмка
в науке и технике, М., 1960; Подводная фотография, Л., 1969; Рыбаков С.
Н., С фотоаппаратом под водой и льдами, Л., 1972.
В. В. Макарцев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я