ПОДВЕСКА

ПОДВЕСКА транспортных машин, система
механизмов и деталей соединения опорных элементов (колёс, катков, лыж)
с корпусом машины, предназначенная для снижения динамич. нагрузок и обеспечения
равномерного распределения их на опорные элементы при движении, служащая
также для повышения тяговых качеств машины. Различают жёсткие, полужёсткие
и мягкие П. При жёсткой П., применяемой на гусеничных подъёмных кранах,
экскаваторах, торфяных комбайнах и т. п. машинах, транспортная скорость
к-рых не превышает 3-4 км/ч, оси опорных катков крепятся непосредственно
к остову без к.-л. промежуточных подвижных элементов. При полужёсткой П.,
устанавливаемой на большинстве типов тракторов, опорные катки смонтированы
на спец. рамах (гусеничных тележках), к-рые обычно соединены с остовом
сзади шарнирно, спереди - упругим элементом (напр., рессорой)
либо
через упругие элементы спереди и сзади. М я г к а я П. (эластичная, упругая),
к-рой оборудуют автомобили и др. быстроходные машины, а также нек-рые тракторы,
имеет большой запас потенциальной энергии, т. е. большой ход и достаточно
большую жёсткость.


Автомобильная П. по конструкции бывает
зависимой и независимой. В зависимой П. жёсткая балка (передняя ось, картер
заднего моста) связывает упругие элементы с колёсами. В независимой П.
имеется спец. направляющий аппарат (качающиеся рычаги, стойки) для каждого
упругого элемента, связывающего подвешенную часть автомобиля с колесом.
Поэтому правое и левое колёса одной оси имеют самостоят, вертикальные перемещения.


П. может быть рессорной, пружинной, торсионной,
пневматической. Рессоры обычно применяются в зависимой П. грузовых автомобилей,
а также в задней П. нек-рых легковых. Упругие элементы в виде пружин и
торсионов используются в независимой передней П. легковых автомобилей.
В пневматич. П., применяемой на автобусах (ЛАЗ-695 и др.), упругими элементами
являются заполненные сжатым воздухом баллоны, давление в к-рых поддерживается
регулятором, увеличивающим подачу сжатого воздуха из пневматич. системы
при повышении нагрузки на баллон, что обеспечивает сохранение постоянного
дорожного просвета. Для уменьшения амплитуды колебаний и их быстрого гашения
в П. предусмотрены амортизаторы - демпферы; ход П. ограничивается
резиновыми буферами. С целью ограничения кренов на поворотах и поперечных
раскачиваний кузова при движении П. нек-рых машин снабжаются стабилизаторами.


П. ж.-д. подвижного состава (локомотивов,
вагонов), чаще называемая рессорным подвешиванием, включает в себя упругие
элементы -рессоры (подвесные, эллиптические, воздушные, резиновые), пружины
(винтовые, кольцевые, тарельчатые и др.) и гасители колебаний - гидравлич.
и фрикционные демпферы. В зависимости от требуемой степени смягчения усилий,
действующих на кузов локомотива или вагона от его ходовых частей, П. может
быть одно-, двух-, трёхступенчатой.

И. Г. Герцкис, А, А. Сабинин, Б. Н.
Покровский.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я