Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН один
из крупных экояомич. р-нов СССР. Включает Татарскую, Башкирскую и Калмыцкую
АССР, Ульяновскую, Пензенскую, Куйбышевскую, Саратовскую, Волгоградскую,
Астраханскую обл. Пл. 680 тыс. км2. Нас. (на нач. 1974)
18,8 млн. чел. Ср. плотность 27,7 чел. на 1 км2. Наиболее
плотно заселена ср. часть (Куйбышевская обл.-55,1 чел. на 1 км2)
и
слабо - юж. часть (Калм. АССР - 3,5 чел. на 1 км2).
Повсеместно
живут русские, украинцы, белорусы, евреи. В сев. (преим.) и ср. частях
сосредоточены татары, башкиры, чуваши, мордва, марийцы, удмурты, в юж.-
калмыки, казахи. Гор. население -62%. Развитие пром-сти сопровождается
быстрым ростом городов: из 101 города после Великой Окт. социалистич. революции
вновь образованы 63; имеется 9 крупных городов (Куйбышев, Казань, Волгоград,
Уфа, Саратов, Астрахань, . Пенза, Ульяновск, Тольятти).


П. э. р. занимает ср. и ниж. части Волго-Камского
речного бассейна и включает на 3. Приволжскую возв., на В.-часть Юж. Урала,
на Ю.- Прикаспийскую низм. Волга является главным районообразующим стержнем.
Терр. р-на находится в лесной, лесостепной, степной и полупустынной зонах.
Климат континентальный, с жарким продолжительным летом, частыми сильными
засухами, суровой зимой при неустойчивом снежном покрове в юж. части. Из
разнообразных i ресурсов района общесоюзное значение имеют с.-х.
угодья, пром. запасы нефти, природного газа, поваренной соли, самородной
серы, карбонатного сырья для химич. и цем. пром-сти, комплексных медноколчеданных
руд.


В естественноисторич. и хоз. отношении
П. э. р. неоднороден. Выделяются 2 наиболее характерные части - Среднее
Поволжье (Тат. и Башк. АССР, Ульяновская, Пензенская и Куйбышевская обл.)
и Нижнее Поволжье (Саратовская, Волгоградская, Астраханская обл. и Калм.
АССР). На долю района приходится 3% терр., 7,5% населения, 8,6%
пром. (1973) и 8-9% (в зависимости от погодных условий года) с.-х. продукции
СССР.


Общесоюзное значение имеют добыча и переработка
нефти, электроэнергетика, нефтехимия, разнообразное машиностроение, особенно
автомобилестроение, ускоренное развитие к-рых обеспечило опережающие темпы
роста пром-сти района. За 1960-73 доля электроэнергетики, машиностроения,
химии и нефтехимии в районе повысилась с 30 до 47 % . На П. э. р. приходится
(1973) 10% вырабатываемой электроэнергии в стране (в т. ч. 16% гидроэнергии),
62% производства полиэтилена, 44% кальцинированной соды, 19% химич. волокон,
49% нефтеаппаратуры, 11% цемента, значительная доля первичной переработки
нефти, произ-ва синтетич. каучука, поливинил-хлоридов и сополимеров, подшипников,
тракторов.


Важнейшее значение для страны имело открытие
в П. э. р. в нач. 30-х гг. и быстрое освоение в 1945-60 богатейших нефт.
месторождений, сосредоточенных в основном в Тат. АССР и Башк. АССР, Куйбышевской
обл.-Ромашкинское, Туй-мазинское, Шкаповское, Бавлинское, Му-хановское,
Кулешовское, Арланское и др. (см. также Волга-Уральская нефте-газоносная
область).
В 1945 было добыто 2,4 млн. т нефти, в 1950 - 10,5
млн. т, в 1960 - 101 млн. т, в 1973 -188 млн. т. С
развитием добычи нефти в др. районах страны, особенно в Зап. Сибири, доля
П. э. р. в общесоюзной добыче за 1965-73 снизилась с 66 до 44%, однако
по абс. размерам добычи П. э. р. удерживает первое место. Доля добычи природного
газа при абс. её сокращении снизилась с 17 до 6 %. Добыча угля (Башкирия),
горючих сланцев (Куйбышевская обл.) имеет местное значение. Часть добываемой
нефти перерабатывается на месте (Уфа, Салават, Ишимбай, Куйбышев, Новокуйбышевск,
Сызрань, Саратов, Волгоград), остальная нефть вывозится в основном в зап.
направлении.


Сооружение крупных ГЭС на Волге и Каме
общей мощностью 7300 Мет (Волжская ГЭС им. В. И. Ленина, Волжская
ГЭС
им. 22-го съезда КПСС, Саратовская ГЭС, строится Нижнекамская
ГЭС мощностью 1248 Мет у Набережных Челнов) позволило зарегулировать
их сток, создать единую глубоководную систему, способствовало формированию
единой энергосистемы Европ. части СССР, обеспечению дешёвой электроэнергией
дефицитцых соседних районов и самого П. э. р., созданию благоприятных предпосылок
для ирригации огромных земельных массивов в засушливом Нижнем Поволжье.
Построены также мощные ГРЭС (в Татарии -Заинская ГРЭС, в Башкирии
- Кармановская расширяется до 3400 Мвт), крупнейшие ТЭЦ в Тольятти,
Новокуйбышевске, Стерлитамаке, Нижнекамске, Уфе, Волгограде, Волжском,
строится в Набережных Челнах. С 1965 в Димит-ровграде работает одна из
первых в Сов. Союзе АЭС.


Химич. и нефтехимич. пром-сть (11% пром.
продукции района) сформировалась на богатой местной сырьевой базе, особенно
на углеводородном сырье и соли, водных ресурсах, мощной электро-энергетич.
и топливной базе. Центры: Казань, Куйбышев, Уфа, Саратов, Волгоград, Сызрань,
Новокуйбышевск, Тольятти, Салават, Стерлитамак, Бала-ково, Энгельс, Нижнекамск,
Волжский.


ПОВОЛЖСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН


Ускоренными темпами развиваются различные
отрасли машиностроения, особенно автостроение, предъявляющее повышенные
требования к поставкам металла и к кооперации с многочисл. смежными предприятиями,
размещёнными в др. р-нах страны и в странах - членах СЭВ. В 1972 введён
на полную проектную мощность Волжский автомобильный завод (ВАЗ);
в Набережных Челнах строится крупнейший з-д тяжёлых грузовых автомобилей
(КамАЗ), в Нефтекамске - з-д автосамосвалов; расширяется и реконструируется
Ульяновский автомоб. з-д; увеличивается выпуск двигателей на Уфимском моторном
з-де. Сооружается большое число смежников автозаводов, крупнейшие из них
- з-ды генераторов и стартеров в г.Тольятти, "Автонормаль" в Белебее (Башкирия),
автоагрегатный в Димитровграде, шинный в Нижнекамске, колёс в Заинске,
комплектующих резинотехнических изделий в Балаково. Крупнейшие подшипниковые
заводы - в Куйбышеве, Саратове, Волжском. Производятся металлорежущие станки,
приборы и средства автоматизации, нефтеаппаратура, химическое оборудование
и запчасти к нему, силовые трансформаторы (электротехнический завод в г.
Тольятти), тракторы (Волгоград).


С. х-во специализируется на выращивании
зерновых и масличных культур, животноводстве мясо-шёрстного направления.
Из 47,9 млн. га с.-х. угодий (70% всей терр. района) на ноябрь 1973
29,7 млн. га было занято пашней и 15,3 млн. га пастбищами.
Под зерновыми 2/3 пашни. Удельный вес закупок зерновых в 1966-70
составил 12-22% от СССР, в т. ч. пшеницы 10-18%. Поголовье скота (на нач.
1974): кр. рог. скота 9,6 млн., овец и коз 17,7 млн. (соответственно 9,0%
и 11,9% от общей численности по стране). Площадь орошаемых земель (на ноябрь
1973) 613 тыс. га. Строятся Куйбышевский и Саратовский оросит, каналы,
оросительно-обводнительный канал Волго-Урал. Ведутся работы по освоению
Волго-Ахтубинской поймы для создания общесоюзной базы овощеводства, рисосеяния
и бахчеводства. В 1974 завершено строительство вододелите-ля для регулирования
обводнения дельты Волги. В П. э. р. осуществляется комплекс мероприятий
по защите Волго-Камского водного бассейна от загрязнения неочищенными сточными
водами, по восстановлению рыбных богатств Волго-Каспия, регулированию уровня
Каспия.


Важнейшее районообразующее значение для
процесса формирования х-ва и терр. организации П. э. р., особенно для развития
трансп. сети, имеет разветвлённая Волго-Камская система водных путей. На
район приходится примерно 1/4 грузооборота речного транспорта страны (см.
также Волжского бассейна речные порты). Основу ж.-д. сети составляют
5 широтных направлений (Казанское, Бу-гульминское, Куйбышевское, Саратовское,
Астраханское), связанных между собой меридиональной магистралью Сви-яжск
- Волгоград и далее на Сев. Кавказ с многочисленными ответвлениями и соединениями.
Протяжённость жел. дорог П. э. р. 9,4 тыс. км (1973).


П. э. р.- район быстро развивающейся системы
нефтепроводов, протянувшейся на 3. за пределы страны (нефтепровод "Дружба"
протяжённостью ок. 5 тыс. км), на В. до Байкала с перспективой продолжения
до Тихого ок., на С.-З. до Кириши и на Ю. до Мангышлака (Узень). В связи
с вводом в 1973 в эксплуатацию 1-й очереди нефтепровода из Зап. Сибири
Самотлор - Тюмень -Курган - Уфа - Альметьевск (2200 км) обеспечен
выход быстро растущего потока сибирской нефти в Европ. часть СССР. Через
терр. П. э. р. проходит мощная система газопроводов Ср. Азия -Центр. В
районе - 4/5 трубопроводной сети страны. Сеть автомоб. дорог
с твёрдым покрытием (1973) - 29,8 тыс. км.


Трансп. сеть П. э. р. обеспечивает растущие
транзитные связи между зап. и вост. районами страны. Вывозятся нефть и
продукты её переработки, хлебные грузы, стройматериалы, в т. ч. цемент,
разнообразная продукция химич. пром-сти и машиностроения. Ввозятся в основном
чёрные и цветные металлы, лесные грузы, уголь. Для П. э. р. характерно
значительное превышение вывоза над ввозом, преобладание межрайонных связей
над внутрирайонными (межобластными).


В Среднем Поволжье наиболее чётко выражена
общесоюзная специализация на добыче и переработке нефти (ок. 90% в П.),
а также на обрабат. отраслях пром-сти, особенно машиностроении. Здесь размещены
автомоб. з-ды и их основные смежники. В Нижнем Поволжье преим. сосредоточена
добыча природного газа (более 80% в П. э. р.), наиболее полно представлен
гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл в связи с орошением засушливого
Заволжья, хоз. освоением Волго-Ахтубинской поймы; рыбная пром-сть.


Лит.: Поволжье. Экономико-географическая
характеристика, М., 1957; Долго-половК. В.,Федорова Е. Ф., Поволжье. Экономико-географический
очерк. М., 1967; Российская Федерация. Европейский Юго-Восток. Поволжье.
Северный Кавказ, М., 1968 (серия "Советский Союз"); Проблемы развития и
размещения производительных сил Поволжья, М., 1973. Ю. Н. Палеев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я