ПОВЕСТЬ

ПОВЕСТЬ (англ, tale, франц. nouvelle,
histoire, нем. Geschichte, Erzahlung), одна из эпических жанровых форм
художественной лит-ры; её понимание исторически изменялось. Первоначально,
в истории древней рус. лит-ры, термин "П." применяли для обозначения про-заич.
(а иногда и стихотворных) произведений, не обладающих ярко выраженной экспрессивностью
художественной речи ("Повесть о разорении Рязани Батыем", повесть о Петре
и Февронии, "Повесть о Фроле Скобееве"; см. Повести древнерусские) и
вне зависимости от их жанрового содержания; все они невелики по объёму.
В сер. 18 в., когда рус. писателями был усвоен термин "роман", жанровые
обозначения прозаич. произв. потеряли чёткость: произведения, близкие по
объёму, наз. по-разному (Ф. А. Эмин назвал своего "Мирамонда" романом,
а М. М. Херасков своего "Полпдора" - П.). После Н. М. Карамзина П.
осознавалась уже как прозаич. произв. сравнительно малого, а роман - как
большого объёма (А. С. Пушкин выпускает "Повести Белкина", но называет
романом "Капитанскую дочку"). В 1835 В. Г. Белинский даёт этому различию
общее определение: он называет П. "распавшимся на части ...романом", "главой,
вырванной из романа". С 1840-х гг., когда стало появляться особенно много
совсем небольших по объёму прозаич. произв.- рассказов (часто "очеркового"
склада), понятие "рассказ" заняло своё особое место в той же шкале обозначений.
Постепенно сложилось устойчивое теоре-тич. представление: "рассказ" - малая
форма эпич. прозы, "повесть" - её средняя форма, "роман" - большая. Оно
преобладает и доныне.


Однако ещё В. Г. Белинский заметил, что
"форма" повести "может вместить в себя" и "лёгкий очерк нравов", "саркастическую
насмешку над человеком " обществом", но и "глубокое таинство души", "жестокую
игру страстей". Иначе говоря, в прозаич. произведениях одного и того же
- пусть "среднего" - объёма может быть раскрыто различное жанровое содержание:
или нравоописательное ("насмешка над человеком и обществом"), или романическое
("таинство души", "игра страстей"). А возможно и третье - содержание г
е-роическое (столкновение обществ, сил). Так, в творчестве Н. В. Гоголя
есть "повести" трёх разновидностей жанрового содержания: "Повесть о том,
как поссорились..." - "Портрет" - "Тарас Бульба". В творчестве А. П. Чехова
есть такие "повести", к-рые по существу являются небольшими (средними по
объёму текста) романами ("Три года", "Моя жизнь").


С др. стороны, иногда даже и большие сюжетные
стихотворные произв.- эпич. "поэмы", не имеющие возвышенной направленности,
называют "повестями", что ещё более запутывает терминологию. Очевидно,
существующая жанровая терминология нуждается в пересмотре и уточнении.


Лит.: Белинский В. Г., О русской
повести и повестях г. Гоголя, Поли. собр. соч., т. 1, М., 1953; его же,
Разделение поэзии на роды и виды, там же, т. 5, М., 1954; Кожинов В. В.,
Повесть, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 5, М., 1968; Тимофеев
Л. И., Основы теории литературы, 4 изд., М., 1971; Поспелов Г. Н., Проблемы
исторического развития литературы, М., 1972, с. 152-189.


Г. Н. Поспелов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я