ПОВЕДЕНИЕ

ПОВЕДЕНИЕ система взаимосвязанных
действий, осуществляемых субъектом с целью реализации определённой функции
и требующих его взаимодействия со средой. В широком смысле говорят о П.
объектов самого разного рода (напр., электрона в магнитном поле, атмосферного
циклона и т. д.); в науч. смысле понятием "П." пользуются гл. обр. для
обозначения целесообразной системы действий живого индивида или их совокупности.
С сер. 20 в. с известной условностью термин "П." применяют к сложным автоматич.
системам совр. техники.


Общими предпосылками П. живых организмов
являются: наличие субъекта, обладающего определённой организацией, к-рая
позволяет ему строить целесообразную систему действий; наличие объекта,
на к-рый направлено П., поскольку он заключает в себе цель П.; наличие
определённой программы П. и механизма оценки эффективности её выполнения.
В зависимости от типа организации субъекта различают П. на биологич., психо-логич.
и социологич. уровнях; этому соответствуют и уровни изучения П.


Науч. исследование П. началось по существу
в кон. 19 в. Первоначально его объектом было П. животных, а в нём осн.
интерес вызывал механизм взаимодействия биологич. индивида и окружающей
среды. Этот механизм объясняли на основе классической рефлекторной теории,
согласно к-рой П. представляет совокупность рефлексов, а каждый
конкретный акт П. рассматривается как реакция организма на внешний стимул
(рефлекторная дуга). Такой подход позволил выявить физиологич. основы П.
и принципы его нервно-мозговой регуляции (см. Высшая нервная деятельность).
Более
широкую биологич. трактовку П. получило в связи с развитием этологии
и
др. близких ей дисциплин (прежде всего зоопсихологии и генетики
поведения).
Этологич. исследования позволили установить, что общая
схема П. животных складывается из двух осн. компонентов - относительно
жёсткой структуры, передаваемой наследств, путём, и надстраиваемых над
ней функциональных схем П., приобретаемых в опыте и научении. Осн.
формой выражения наследств. П. являются врождённые инстинкты (см. Инстинктивное
поведение),
тогда как функциональные схемы П. включают- в себя элемент
субъективной оценки ситуации (у высших животных существенную роль здесь
играют элементы рассудочной деятельности, в частности способность экстраполировать
прежний. опыт на новые ситуации). Поскольку рефлекторная теория не даёт
объяснения активного характера П., предпринимаются различные попытки построить
такое объяснение (напр., в физиологии активности это делается за счёт развития

схемы рефлекторной дуги в схему рефлекторного
кольца, включающую в себя нек-рые дополнит, звенья, в частности т. н. модели
потребного будущего); однако предложенные схемы не получили пока достаточного
экспериментального подтверждения.


Одна из важных линий биологич. анализа
П.- изучение надорганизменных уровней П. (П. в популяциях и сообществах,
видоспецифич. аспекты П.). Гл. роль здесь играют наследств, структуры группового
П., весьма разнообразные по направленности (от агрессивности до альтруизма)
и существенно влияющие на характер и прочность связей в сообществах животных.
Изучение этого круга проблем позволило установить, что само П. является
объектом и вместе с тем участником биологич. эволюции, оказывающим заметное
воздействие на её темп и результаты. В совр. науке в изучении П. животных
интенсивно накапливается огромный эмпирич. материал и выдвинут ряд теоре-тич.
обобщений, однако единая общепринятая теория пока не построена.


В психологии П. выступает как одна из осн.
категорий этой науки. Бихевиоризм вообще сводил исследование психики
к изучению П. по схеме чстимул-реакция", пренебрегая теми звеньями системы
П., к-рые лежат между стимулом и реакцией и формируют П. Это вело к игнорированию
специфики П. человека по сравнению с П. животных, определяемой социальной
природой человека. В совр. психологии в качестве центральной принято рассматривать
категорию не П., а деятельности. П. при этом выступает как внешний
компонент предметной деятельности. Понятие деятельности, охватывая психику
в единстве её аффективного (эмотивного) и познавательного аспектов, акцентирует
структурную устойчивость, целесообразную организацию системы психич. действий,
т. е. познавательный аспект, логику замысла и его реализации, а также объективно-социальную
детерминацию этой системы действий. Понятие П. фиксирует такие формы самовыражения
психики, к-рые менее жёстко связаны с интеллектом, но зато более непосредственно
зависят от эмоционально-волевой и ценностной сфер сознания; поэтому акты
П. в системе деятельности занимают место отд. звеньев, моментов, форм.
Их важная роль определяется тем, что они аккумулируют в себе внутр. отношение
субъекта к самой деятельности и благодаря этому существенно влияют на её
общую оценку.


Это различие П. и деятельности ещё более
резко выступает в социологии и социальной психологии. Если деятельность
выступает прежде всего как социально-филос. категория (в частности, в марксизме
она является одним из осн. понятий при объяснении процесса обществ, развития),
то понятие П. используется при характеристике не всегда осознаваемых форм
и стереотипов самовыражения индивида в социальном окружении, усваиваемых
им в процессе социализации, воспитания. В конкретных социальных
исследованиях наиболее адекватным для выражения активности индивида оказывается
понятие социального действия, к-рое в известном смысле соединяет содержание
понятий П. и деятельности. В технич. системах понятие П. выражает способность
системы к таким действиям, к-рые связаны не только с реализацией нек-рой
совокупности функций, но и с необходимостью осуществлять выбор оптимальных
решений в альтернативных ситуациях.


Лит.: Леонтьев А. Н., Очерк развития
психики, в его кн.: Проблемы развития психики, 3 изд., М., 1972; Рубинштейн
С. Л., Махизм и кризис психологии. Проблема сознания и поведения в истории
зарубежной психологии, в его кн.: Принципы и пути развития психологии,
М., 1959; Миллер Дж., Галантер Е., Прибран К., Планы и структура поведения,
пер. с англ., М., 1965; Тинберген Н., Поведение животных, пер. с англ.,
М., 1969; КрушинскийЛ. В., Роль элементарной рассудочной деятельности в
эволюции групповых отношений животных, "Вопросы философии", 1973, № 11;
Хайнд Р., Поведение животных, пер. с англ., М., 1974; М а r 1 е г P. R.
and Hamilton W. J., Mechanisms of animal behavior, N. Y., 1968; Ternbrock
G., Grundriss der Verhaltenswissenschaften, Vena, 1968. Э. Г. Юдин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я