ПНЕВМОАВТОМАТИКА

ПНЕВМОАВТОМАТИКА (от греч. pneuma
- дуновение, воздух), комплекс технич. средств для построения систем автоматического
управления,
в к-рых информация представляется давлением или расходом
газа, обычно воздуха (пнев-мосигналы); технич. дисциплина, объектом рассмотрения
к-рой является этот вид технич. средств автоматизации. В П. используются
устройства для сбора информации (датчики с пневматич. выходом, пневматич.
конечные и путевые выключатели и др.), преобразования и хранения информации
(пневматич. регуляторы, оптимизаторы, вычислит, аналоговые устройства,
релейные системы), представления информации (показывающие и регистрирующие
устройства, индикаторы) и её преобразования в управляющие воздействия (пневматич.
исполнительные устройства).


Из-за низкого быстродействия П. используется
в системах управления медленно текущими процессами и в тех случаях, когда
реализация алгоритмов управления не требует выполнения очень большого объёма
вычислений. Несмотря на эти ограничения, область применения П. очень широка,
в частности средства П. применяются в большинстве систем управления технологич.
процессами. Часто при выборе между электронными средствами автоматики и
пневматическими предпочтение отдают последним. Это связано гл. обр. с тем,
что П. по своей природе взрыво- и пожаробезопасна и, кроме того, лучше,
чем электроника, приспособлена для работы в условиях пром. произ-ва, особенно
когда воздух в производств, помещениях сильно загрязнён или когда производств,
процессы порождают сильные электромагнитные поля. П. является осн. средством
автоматизации в химия, и нефтеперерабат. пром-сти, на нефте-, газо- и угледобывающих
предприятиях, при транспорте нефти и газа и во мн. др. отраслях пром-сти.


При решении задач автоматизации распространение
получили прежде всего пневматич. устройства стабилизации одного регулируемого
параметра, представляющие собой связанные в единую конструкцию датчик,
задающее устройство (задатчик), регулятор, показывающий и регистрирующий
приборы, т. е. все приборы, комплектующие одноконтурную цепь регулирования.
В то же время в машиностроении простые системы дискретной автоматики часто
строили путём соединения в релейную систему конечных и путевых пневматич.
выключателей и распределителей пневматич. исполнит, механизмов. Важный
шаг на пути к созданию комплекса пневматич. средств автоматизации универсального
назначения был сделан в нач. 50-х гг. 20 в. при переходе к агрегатному
построению систем регулирования, к-рое осуществляется с помощью набора
функциональных блоков и приборов. В СССР такая система средств получила
название агрегатной унифицированной системы (АУС). Применение АУС заметно
расширило возможности П. при построении систем управления непрерывными
технологич. процессами.


Радикальное изменение возможностей П. связано
с созданием и использованием в ней элементной базы универсального назначения.
В СССР в нач. 60-х гг. была разработана и освоена система пневматич. элементов,
известная под названием УСЭППА (Универсальная система элементов промышленной
пневмоавтома-тики). С
тех пор элементный способ построения пневматич.
систем управления вошёл в практику. На базе УСЭППА создан новый комплекс
типовых приборов - система "Старт", заменившая и перекрывшая АУС по функциональным
возможностям, создан агрегатизирован-ный комплекс средств централизов.
контроля и управления мн. непрерывными технологическими процессами - система
"Центр". Обе системы полностью обеспечивают потребности в П.


Из элементов УСЭППА строят системы управления
дискретного типа (см. Пневматическая релейная система). Развитие
релейной техники привело к тому, что совр. П. как в отношении функциональных
возможностей, так и по конструктивно-компоновочным признакам мало отличается
от совр. пром. электроники. Наиболее полно это выражено в комплексе пневматич.
средств "Цикл", предназначенном для систем управления периодич. (циклическими)
процессами. Элементная база этого комплекса построена на т. н. струйно-мембранной
релейной технике. Осн. компоновочной единицей комплекса является субблок,
представляющий собой плату с пневматич. печатным монтажом, несущую на себе
относящийся к этому субблоку комплект пневмоэлементов - струйных модулей
(см. Пневмоника) и мембранных усилителей. Система включает набор
субблоков, отличающихся выполняемыми ими функциями: из этого набора можно
построить практически любую систему управления циклич. типа. Субблоки системы
монтируются с помощью спец. пневматич. разъёмов в контейнерах, образующих
блоки; неск. блоков, в свою очередь, монтируются-в типовых шкафах, стойках,
пультах.


Лит.: Лемберг М. Д., Пневмоавтома-тика,
М.- Л., 1961; Залманзон Л. А., Проточные элементы пневматических приборов
контроля и управления, М., 1961; Березовец Г. Т., Малый А. Л., Наджафов
Э. М., Приборы пневматической агрегатной унифицированной системы и их использование
для автоматизации производственных процессов, 3 изд., М., 1965; Прусенко
В. С., Пневматические датчики и вторичные приборы, М. - Л., 1965; его же,
Пневматические регуляторы, М.- Л., 1966; Берендс Т. К., ЕфремоваТ. К.,
ТагаевскаяА. А., Элементы и схемы пневмоавтоматики, М., 1968; Лемберг М.
Д., Релейные системы пневмоавтоматики, М., 1968; Ф е р н е р В., Воздух
помогает автоматизировать, пер. с нем., М., 1971; Элементы и устройства
струйной техники, М., 1972; Фудим Е. В., Пневматическая вычислительная
техника. Теория устройств и элементов, М., 1973; Агрегатное построение
пневматических систем управления, М., 1973; Дмитриев В. Н., Г р а д е ц
к и и В. Г., Основы пневмоавтоматики, М., 1973.

Т. К. Берендс, А. А. Таль.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я