ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ совокупность
установок и систем, служащих для перемещения сыпучих и штучных грузов с
помощью воздуха или газа; один из видов промышленного транспорта. Установки
П. т. в зависимости от способа создания воздушного потока и условий движения
его в трубопроводе вместе с материалом или создания перепада давления в
трубе могут быть всасывающие, нагнетательные и комбинированные. По сравнению
с др. видами транспорта П. т. имеет следующие преимущества: герметичность
трансп. систем, возможность приспосабливать их к различным производств,
условиям и автоматизировать работу пневмоустановок; использование пневмоустановок
для сушки, нагрева или охлаждения материала при его транспортировании;
монтаж трубопроводов произвольной конфигурации. Недостатки, общие для всех
типов П. т.: сравнительно высокий расход энергии и большая металлоёмкость.
В установках П. т., работа к-рых осн. на принципе переноса грузов в смеси
с воздухом, отмечается повышенный износ оборудования при транспортировке
материалов, обладающих высокой абразивностью, затруднено перемещение влажных
материалов.


Установки П. т. применяются для загрузки
бункеров и регулируемого выпуска материалов из них, перемещения материалов
со складов в производств, цехи и между цехами, разгрузки и загрузки вагонов,
судов и автомобилей, закладки выработанных пространств шахт породой, удаления
отходов производства (золы, металлич. и древесной стружки и т. п.), отсасывания
пыли и т. д. Производительность пневмотранспортных установок -от неск.
кг
до
сотен т в 1 ч, дальность транспортирования достигает нескольких
км.
В системах П. т. применяют трубы диаметром 70-1200
мм.
Давление
воздуха или газа в установках П. т. высокого давления до 0,8
Мн/м2(8
кгс/см2), удельный расход энергии до 5 кет -ч/т.


Перемещение сыпучих материалов в трубопроводе
в смеси с воздухом осуществляется путём переноса твёрдых частиц материала
во взвешенном состоянии обтекающим их потоком воздуха или насыщением материала
воздухом, в результате чего материал приобретает текучесть.


Перемещение штучных грузов по трубопроводу
производится под действием перепада давления, создаваемого воздуходувными
или отсасывающими установками. Размеры груза в этом случае должны соответствовать
внутр. сечению трубы. Груз фактически выполняет функцию поршня в цилиндре.
Этот вид П. т. получил наибольшее распространение для перемещения различных
документов или мелких предметов (приборов, инструментов, проб материалов,
полуфабрикатов и т. п.) на предприятиях, в учреждениях, б-ках и т. д. (т.
н. пневматическая почта). Дальнейшее развитие П. т. штучных грузов
получает в виде контейнерного (капсульного) транспорта. Система трубопроводного
контейнерного П. т. представляет собой трубопровод, в к-ром под давлением
воздуха, создаваемым воздуходувными установками, движутся контейнеры на
колёсном ходу или составы из них. Для создания силы, обеспечивающей движение
трансп. единицы на горизонтальных участках, необходим незначит. перепад
давления (порядка 104 к/л2). Контейнерные системы
П. т. по эксплуатац. режиму разделяются на системы непрерывного и периодич.
действия. Система непрерывного действия имеет 2 трубопроводные трансп.
линии, по одной из к-рых осуществляется движение гружёных контейнеров или
патронов, по другой - возврат порожних. В системе периодич. действия осуществлён
челночный характер движения гружёных и порожних контейнеров


или составов в одной трубопроводной линии,
т. е. в трубопроводе одновременно может находиться только одна трансп.
единица. Капсульный П. т. нашёл применение также в проектах трансп. систем
для перевозки пассажиров в спец. кабинах.


Лит.: Машины непрерывного транспорта,
М., 1969; Пневмотранспортные установки. Справочник, Л., 1969; Контейнерный
трубопроводный пневмотранспорт промышленных грузов, М., 1972. Н. И.
Шинкарёв.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я