ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА

ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ПОЧТА (от греч. pneumatikos
- воздушный), вид пневматического транспорта для перемещения документов
и мелких предметов потоком воздуха по трубопроводам.П. п. используют для
пересылки документов на предприятиях связи, в б-ках, банках и др. учреждениях,
историй болезни и лекарств в больницах, деталей и инструментов, проб (напр.,
горячего металла) в экспресс-лаборатории на пром. предприятиях и т. д.
Первая действующая установка П. п. с протяжённостью трубопроводов 100 м
была
построена на Лондонском телеграфе в 1853.


Осн. элементы установок П. п.: трубопроводы,
трансп. контейнеры, приёмно-отправит. устройства и воздуходувки. Трансп.
контейнеры - патроны или капсулы с вложенными в них предметами -с помощью
приёмно-отправит. устройства закладываются в трубопровод и под действием
перепада давления, создаваемого воздуходувкой, движутся от станции отправления
к станции назначения, где изымаются из него. Различают П. п. внутреннюю,
функционирующую внутри здания, и внешнюю, связывающую предприятия и учреждения
в городе. Трубопроводы внутренней П. п. обычно выполняют из тонкостенных
цельнотянутых труб внутр. диаметром 50-120 мм. Их общая длина достигает
неск. сотен м. Наименьший радиус кривизны трубопровода 1 м.
Материал
труб - латунь, дюралюминий, сталь, а с нач. 60-х гг. 20 в.- часто также
полихлорвинил. Для перемещения документов и предметов стандартной формы
без упаковки в патроны иногда пользуются трубопроводами прямоугольного
сечения (напр., 10 X X 70 мм). В установках внешней П. п. используют,
как правило, стальные, пластмассовые или асбестоцемент-ные трубы диаметром
65-1000 мм, прокладываемые в грунте. Их длина между соседними станциями
достигает неск. км, а общая длина - неск. сотен км (напр.,
в Париже - 600 км).


Рис. 1. Патрон в изгибе трубопровода: 1
- трубопровод; 2-гильза; 3- уплотни-тельное кольцо.


Патрон представляет собой короткий отрезок
трубы, диаметр к-рой примерно на 25% меньше внутреннего диаметра трубопровода
(рис. 1). На его внеш. поверхности располагаются 2 (реже 1) уплотнит, головки
из фетра или кожи. Ср. скорость движения патрона с вложениями массой до
1-2 кг составляет 6-20 м/сек (в отд. установках до 45 м/сек).
Производительность
установок П. п.- до 2,4 тыс. патронов в час.


Приёмно-отправит. устройство в простейшем
исполнении представляет собой разрыв или продольный вырез в трубопроводе,
закрываемый вручную подвижной гильзой (рис. 2). В однотруоных реверсивных
установках П. п. приёмно-отправит. станции выполняют в виде герметичного
ящика, внутри к-рого трубопровод имеет продольный вырез. Патрон принимается
автоматически с помощью клина, выдвигаемого электромагнитом (рис. 3).


Для воздухоснабжения установок П. п. используют
воздуходувки и вентиляторы, создающие в трубопроводах или разрежение, или
избыточное давление воздуха. Давление регулируется при помощи заслонок
и дроссельных клапанов.


Рис. 2. Простейшее отправительное устройство:
1 - трубопровод; 2 - упор; 3 - продольный вырез в трубопроводе;
4
-
подвижная гильза.


Рис. 3. Приёмно-отправительная станция
однотрубной реверсивной установки пневматической почты:

1 - патрон; 2- герметичный корпус;
3
-
трубопровод; 4 - клин; 5 - обмотка электромагнита.


Рис. 4. Схемы соединения станций пневматической
почты: а -линейная однотрубная реверсивная; б - линейная
двухтрубная; в - радиальная; г -кольцевая; 1 - воздуходувка;
2
-
станция.


Применяют линейные, радиальные и кольцевые
схемы соединения станций П. п. (рис. 4). При малых грузопотоках (до 100
патронов в час) неск. станций соединяют одним трубопроводом - линией двухстороннего
действия (рис. 4, а). В движении на такой линии может находиться только
1 патрон. В однотрубных установках внеш. П. п. для увеличения их производительности
применяют разъезды, к-рые располагают как в середине участка линии между
двумя станциями, так и на станциях. При такой конструкции на участке могут
двигаться одновременно неск. патронов. Двухтрубная линия (рис. 4, б)
обеспечивает
независимое движение неск. патронов в обоих направлениях. Неск. (от 2 до
6) линий могут подключаться к одному узлу - распределит, центру с ручным
или автоматич. управлением, в к-ром производится перегрузка и сортировка
патронов (рис. 4, в). По кольцевой схеме (рис. 4, г) патроны пересылаются
между любыми станциями без перегрузок. При двухтрубной линии и кольцевой
схеме приёмные станции оборудуют стрелками (на ответвлениях линии, рис.
5). Управление стрелками осуществляется при помощи т. н. несущей памяти
- системы контактных или магнитных колец на гильзе патрона или централизованно,
напр, при помощи телефонных искателей.


Рис. 5. Стрелка с приёмным устройством:
1-стрелка; 2- приёмное устройство.


Перспективным направлением развития П.
п. является применение труб большого диаметра (450 мм в ФРГ, 600
мм
во
Франции, 1020 мм в СССР) и контейнеров на колёсах, соединённых в
поезда (по 5-6 контейнеров в каждом), что позволяет транспортировать грузы
общей массой 10 т со скоростью 40-60 км/ч.


Лит.: Руденко Н., Говоров Ф., Пневмотранспорт
документов и мелких предметов в патронах (пневмопочта), М., 1963; Контейнерный
трубопроводный пневмотранспорт промышленных грузов, М., 1972; Heck G.,
Frerichs I., Eske W., Die GroBrohrepost, Bd 1-2, Baden-Baden, 1965-69.
И.
А. Ламм, Г. А. Птицын.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я