ПЛЕНЭР

ПЛЕНЭР (франц. plein air, букв.-
открытый воздух) в живописи, термин, означающий передачу в картине всего
богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света
и окружающей атмосферы. Пленэрная живопись сложилась в результате работы
художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредств.
изучения натуры с целью возможно более полного воспроизведения её реального
облика. Некоторые моменты, предвосхищающие появление пленэрной живописи,
можно проследить в творчестве мастеров итал. Возрождения и художников 17
в. Однако по существу принципы П. получают распространение в 1-й пол. 19
в. (Дж. Констебл в Англии, А. А. Иванов в России), Проводниками П. в сер.
19 в. выступают мастера барбизонскои школы (Т. Руссо, Ж. Дюпре,
Н. В. Диаз, Ш. Ф. Добиньи), а также К. Коро. Наиболее полное выражение
принципы П. нашли во 2-й пол. 19 в. в творчестве мастеров импрессионизма
(именно
тогда термин "П." начинает широко употребляться) -К. Моне, К. Писсарро,
О. Ренуара и др. В России во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. значит, успехов
в пленэрной живописи добиваются В. Д. Поленов, И. И. Левитан, В. А. Серов,
К. А. Коровин, И. Э. Грабарь. Интерес к проблеме П. сохраняется и в живописи
20 в.


Лит.: Лясковская О. А., Пленэр в
русской живописи XIX века, М., 1966.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я