ПЛАТЕЖИ ИЗ ПРИБЫЛИ

ПЛАТЕЖИ ИЗ ПРИБЫЛИ в бюджет, один
из важнейших источников формирования доходов гос. бюджета при социализме.
Прибыль гос. социалистич. предприятий используется не только непосредственно
на предприятии, в объединении и в отрасли для экономич. стимулирования
и обеспечения затрат по расширению произ-ва, но и в значительной части
обращается в общегос. централизованный фонд ден. ресурсов.


В СССР до экономич. реформы (1966) П. из
п. производились в форме отчислений от прибыли - в размере её свободного
остатка сверх потребностей предприятия, но не менее 10%. В ходе осуществления
реформы были усилены хозрасчётные функции П. из п.: введены два первоочередных
платежа в бюджет -плата за фонды, фиксированные (рентные) платежи, и
третий - взносы свободного остатка прибыли, выполняющие функцию окончательного
регулирования взаимоотношений предприятий с гос. бюджетом по использованию
прибыли. Свободный остаток образуется после распределения прибыли на предприятии
(в объединении, отрасли). Предприятия, не переведённые на новую систему
планирования и экономич. стимулирования, уплачивают в бюджет отчисления
от прибыли.


Плановая сумма П. из п. определяется на
основе баланса доходов и расходов (финанс. плана предприятия) на предстоящий
год с поквартальной разбивкой. Как правило, в бюджет вносятся плановые
платежи,
с последующим перерасчётом, исходя из фактически полученной
прибыли по данным бухгалтерской отчётности за месяц, квартал, год (нарастающим
итогом). В виде исключения подряд-но-строит. и нек-рые др. opr-ции вносят
П. из п. непосредственно от фактически полученной прибыли, без предварит,
плановых взносов. При несвоевременном и неполном поступлении П. из п. в
бюджет применяются финанс. санкции (пени, бесспорное взыскание причитающихся
сумм и др.).


Различают централизованный и децентрализованный
методы изъятия прибыли в бюджет. Преимущественным и наиболее прогрессивным
является децентрализованный порядок взносов П. из п., к-рый предусматривает
расчёты непосредственно с гос. хозрасчётными предприятиями и орг-циями,
имеющими расчётный счёт в гос. банке. Этот метод больше, чем централизованный,
отвечает требованиям хозяйственного расчёта и усиления ответственности
предприятий за выполнение своих обязательств. При централизованном порядке
взносов плательщиками выступают пром. объединения, гл. управления, мин-ва,
ведомства, гос. комитеты по общей сумме П. из п. всех подчинённых им предприятий
и хоз. орг-ций; расчёты ведутся с Мин-вом финансов СССР, мин-вами финансов
союзных республик, краевыми и областными финанс. отделами. По П. из п.
применяется широкая система льгот. Освобождаются от платежей в течение
2 лет вновь возникшие предприятия респ. (АССР), краевого, обл., окружного,
районного, гор. и сел. подчинения, работающие на местном сырье и отходах,
а также в тех случаях, когда эти предприятия используют фон-дируемое сырьё
и материалы, стоимость к-рых не превышает 25% общей стоимости израсходованного
сырья и материалов на произ-во продукции; подсобные х-ва бюджетных учреждений
и нек-рые другие.


П. из п. в СССР возросли с 18,6 млрд. руб.
в 1960 до 60 млрд. руб. в 1973, а их удельный вес в доходах бюджета повысился
с 24,2 до 32%.


В зарубежных социалистич. странах П. из
п. строятся по различным принципам: по признаку производств, ресурсов (плата
за фонды, за землю, с фонда заработной платы и др.), применяются налоговые
методы изъятия прибыли (напр., в НРБ, ЧССР), рентные платежи, непосредств.
поступления в бюджет из прибыли.

Р. Д. Винокур.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я