ПЛАНЁР

ПЛАНЁР (франц. planeur, от planer
- парить), безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Движется поступательно
под действием собственного веса. Его полёт в спокойной атмосфере происходит
с постоянным снижением под нек-рым углом к горизонту (углом планирования)
и основан на тех же физ. законах, что и полёт самолёта. При наличии в атмосфере
восходящих потоков воздуха становится возможным полёт П. без потери высоты
или с её набором - парение. Совр. П. различают: по числу мест -
одно-, двух- и многоместные; по назначению - учебные, тренировочные и рекордные
(спортивные). Одноместные рекордные П. бывают стандартного (с размахом
крыла до 15 м) и открытого (без ограничения размаха) классов.


Первый П. был построен и испытан франц.
моряком Ж. Ле Бри в 1868. Используя для запуска буксируемую лошадью тележку,
на к-рой располагался П., он сумел осуществить планирующие полёты на расстояние
до 30 л. В кон. 19 - нач. 20 вв. было совершено большое число кратковременных
планирующих спусков с холмов, благодаря к-рым человек научился управлять
полётом П. В 1891-96 нем. инж. О. Лилиенталъ первый провёл большое
число успешных планирующих полётов на расстояние до 250 м на т.
н. балансирных П. Управление такими П. сводилось к перемещению центра тяжести
аппарата путём отклонения тела лётчика в нужную сторону. Последователями
О. Лилиенталя стали в Великобритании инж. П. Пилчер, в США инж. О. Шанют
и бр. О. и У. Райт. Успешные полёты на П. бр. Райт в 1901-03 позволили
им построить самолёт, представлявший собой несколько увеличенную
копию их П.; на нём они впервые совершили полёт в 1903. Начиная примерно
с 1908 полёты на балансирных П. становятся распространёнными. Позже баланс
был заменён управлением рулями - такими же, как и на самолётах. В 1913
в Крыму русский конструктор С. П. Добровольский впервые в России совершил
парящие полёты продолжительностью 5 мин на П.-биплане, к-рый имел
систему рулевого управления; в нём лётчик находился в сидячем положении.


В СССР планёростроение получило размах
в 20-30-е гг.; конструкторами были К. К. Арцеулов, Г. Ф. Грошев, В. И.
Емельянов, С. В. Ильюшин, Б. Н. Шереметев, А. С. Яковлев и
мн. др. В период 2-й мировой войны 1939-45 в СССР, США, Великобритании,
Германии, Японии строились многоместные десантные буксирные П. для переброски
солдат и техники через линию фронта. На фронтах Великой Отечеств. войны
1941-45 применяли 7-местный десантный П. А-7 конструкции О. К. Антонова
и
11-местный Гр-29 конструкции В. К. Грибовского. Первым в мире десантным
буксирным П. был построенный в 1932 в Москве 18-местный П. "Яков Алкснис"
конструкции Б. Д. Урлапова.


В нач. 70-х гг. 20 в. П. (спортивного назначения)
и методы полётов на них были значительно усовершенствованы, что позволило
выполнить рекордные полёты на Выс.до 14 км, дальностью св. 1000
км
(см.
Планёрный
спорт).
Известными конструкторами современных П. являются: в СССР -
О. К. Антонов, конструкторский коллектив Казанского авиац. ин-та, Б. О.
Карвялис, Б. И. Ошкинис, В. Ф. Спивак и др.; в Польше - А. Курбиль, В.
Окармус; в ФРГ - Г. Вейбель, К. Холингхаус.


П. 20-х гг. имели деревянную конструкцию
(рис. 1). По своему внешнему виду, размерам, принципу управления и размещению
лётчика они мало чем отличались от самолётов тех лет, однако их масса была
значительно меньше. В дальнейшем конструкция П. претерпела существенные
изменения, к-рые привели к увеличению аэродинамич. качества П. (отношения
подъёмной силы крыла к полной силе лобового сопротивления) и удлинения
крыла (отношения размаха крыла к его ширине), а также к уменьшению миним.
скорости снижения П. (до 0,5 м/сек).
Стал применяться ламинаризированный
профиль крыла с характерной изогнутостью в хвостовой его части. Благодаря
тому, что лётчик стал располагаться в кабине в полулежачем положении ногами
вперёд, а кабину лётчика закрыли прозрачным "фонарём", не выступающим за
контур фюзеляжа, резко уменьшилось макс. сечение фюзеляжа (мидель). Было
применено одноколёсное шасси, убирающееся в полёте (рис. 2). Осн. конструкционными
материалами для совр. П. служат дюралюминий и стеклопластик, дерево применяется
значительно реже.

Рис. 1. Планер А-5 конструкции К. К.
Арцеулова. 1923.

Рис. 2. Планёр БК-7 "Летува" конструкции
Б. О. Карвялиса. 1972.




Запуск П. осуществляется различными способами.
В 30-х гг. для этого использовали резиновый шнур, и П. запускался, как
камень из рогатки. Начиная с 1931 сов. планеристы освоили старт с помощью
буксировки П. за самолётом. С тех пор такой старт (как правило, до Выс.600
м)
сделался
обычным для спортивных П. Осн. способом взлёта П. без помощи самолёта стал
автостарт - подъём посредством стального троса и лебёдки с приводом от
двигателя внутреннего сгорания (высота подъёма 200-300 м).
В 60-х
гг. получили распространение также П. с мотором - мотопланёры, осуществляющие
самостоят. взлёт.


Основные лётно-технич. характеристики совр.
П. имеют след. значения: наибольшее аэродинамическое качество 40-53; размах
крыла до 29 м, удлинение крыла 20-36; нагрузка на крыло 250-350
н/м2;
скорость
снижения 0,4-0,8 м/сек; скорость полёта (при наибольшем аэродинамич.
качестве) 80 -100 км/ч; максимально допустимая скорость полёта 220-250
км/ч.


Лит.: Пи ьецух А. И., Крылья молодежи,
М., 1954; Шереметев Б. Н., Планеры, М., 1959: Костенко И. К., Сидоров О.
А., Шереметев Б. Н., Зарубежные планеры, М., 1959; Замятин В. М., Планеры
и планеризм, М., 1974 (лит.); Keedus U., Purilend, Tallinn 1962; Skarbinski
a., Stafiej W. Projektowaniei konstrukcja szybowcow, Warsz. 1965; Podrgcznik
pilota szybowcowego Warsz., 1967. И. К. Костенко




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я