ПЛАГАЛЬНАЯ КАДЕНЦИЯ

ПЛАГАЛЬНАЯ КАДЕНЦИЯ (позднелат.
plagalis, от греч. plagios - боковой, косвенный) (муз.), тип гармонич.
каденции, в к-ром заключит. тонике предшествует субдоминанта
(IV-I,
IIглавному, осн. типу - автентической каденции, в к-рой осуществляется переход
от доминанты к тонике. Сравнительно с автентической каденцией П. к. имеет
более мягкий, менее динамичный и напряжённый характер. П. к. нередко встречается
в заключениях полифонич. композиций эпохи Возрождения (отсюда др. название
- церковная каденция), а также в рус. музыке (в связи с типичной для рус.
нар. музыки плагальностью и характерным мелодич. заключением IV-I; пример
- песня Садко "Ой ты, тёмная дубравушка" из 2-й картины оперы Н. А. Римского-Корсакова
"Садко").


Лит.: Трамбицкий В. Н., Плагальность
и родственные ей связи в русской песенной гармонии, в сб.: Вопросы музыкознания,
в. 2, М., 1955.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я