ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della
Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ Модены,-17.11.1494, ок.
Флоренции), итальянский мыслитель эпохи Возрождения. Учился в ун-тах Болоньи,
Феррары, Падуи, где освоил схоластич. традицию аристотелизма и
аверроизма',
вместе
с тем воспринял культуру филологич. гуманизма. Изучил др.- евр. и араб.
языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой
и
"натуральной магией". В 1486 обнародовал "900 тезисов", взятых из всех
известных ему филос. и религ. учений, отчасти сформулированных самостоятельно,
и вызвался защитить их в Риме перед учёными христ. мира (введением к ним
явилась "Речь о достоинстве человека" -одно из самых знаменитых свидетельств
ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после
возражений П. в "Апологии" (1487) и "Тезисы" в целом; П. подвергался аресту.
С 1488 поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских
неоплатоников во главе с М. Фичино (Академия платоновская); написал
комментарий к "Канцоне о любви" Дж. Бенивьени, трактаты "Гептаплус" (1490),
"О Бытии и Едином" (1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы,
в
нём углубились религ.-мистич. настроения.


П. не завершил большинства замыслов и не
привёл в систему крайне разнородные филос. мотивы, его вдохновлявшие. Он
стремился к всеобщему "примирению философов", исходя из того, что все религии
и филос. школы являются частным выявлением единой истины и могут быть примирены
в универсально понятом христианстве. Другая центр. идея П.- особое положение
("достоинство") человека в мироздании в силу того, что он причастен всему
земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой
выбора это даёт человеку космич. незакреплённость, творч. способность самоопределения,
уподобляющую его богу.


Пантеистич. тенденции П. сближают его с
Фичино и Николаем Кузанским. В соч. "Против предсказующей астрологии"
(1495) П. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеч. воли;
трактат этот оказал значит. влияние на последующую натурфилософию.


Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601; De hominis
dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. A cura di E. Garin, Firenze, 1942;
Disputationes adversus astrologiam divinatricem, a cura di E. Garin, v.
1 - 2, Firenze, 1946-52; рус. пер.- в кн.: История эстетики, т. 1, М.,
1962, с. 506-14.


Лит.: Брагина Л. М., Этические взгляды
Д. Пико делла Мирандола, в сб.: Средние века, в. 28, М., 1965; Monnеrjahn
E., G. Pico della Mirandola..., Wiesbaden, 1960; Garin е., G. Pico della
Mirandola, Parma, 1963; L'Opera e il pensiero cli G. Pico della Mirandola
nella storia dell' Umanesimo, v. 1 - 2, Modena, 1965; Di Napоli G., G.
Pico della Mirandola e la problematica dottrinale del suo tempo, Roma,
1965 (есть лит.); Trinkaus С h., In our Image and Likeness. Humanity and
Divinity in Italian humanist thought, v. 1-2, Chi.- L., 1970. Л. М.
Баткин, H. В. Кострелев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я