ПИКАССО

ПИКАССО (Picasso; собственно Руис-и-Пиикассо,
Ruiz у Picasso) Пабло (25.10.1881, Малага, Испания,-8.4.1973, Мужен, Франция),
французский художник, испанец по происхождению. Член Французской коммунистической
партии с 1944. Учился у своего отца X. Руиса, в школах изящных иск-в в
Ла-Корунье (1894-95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897-98). С 1904 почти
постоянно жил в Париже. Первые значительные произв. П. относятся уже к
нач. 1900-х гг. Картины "голубого периода" (1901-04), написанные в сумрачной,
почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и "розового периода"
(1905-06), в колорите которых преобладают розово-золотистые и розово-серые
оттенки, посвящены теме трагического одиночества обездоленных (слепых,
нищих, бродяг), романтич. жизни странствующих комедиантов; они исполнены
острого, подчас горького чувства утраченной или ускользающей, мимолётной
гармонии человека с миром ("Старый нищий с мальчиком", 1903; "Девочка на
шаре", 1905; обе - в Музее изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва).
Отличающиеся тонкостью цветового строя, пластичностью форм и в то же время
остротой лаконичного рисунка, эти произв. П. отмечены проникновенностью
социально-психологич. характеристики человека. В 1907 П. решительно порывает
с реалистич. традицией мировой живописи (впоследствии же он ещё не раз
будет обращаться к реалистич. приёмам, классич. мотивам и темам, парадоксально
сочетая их с самыми крайними экспериментами авангардизма). Обострённо,
в большей мере интуитивно, нежели осознанно, ощущая кризис бурж. общества
и его гуманитарной культуры, новые трагические условия существования, не
видя в капиталистическом мире общественных сил, а в современном искусстве
ценностей, способных противостоять пугающей действительности, П. подвергает
её в своём творчестве безжалостной вивисекции, произвольному искажению.
Сознательная деформация натуры ("Авиньонские девушки", 1907, Музей современного
иск-ва, Нью-Йорк), а также односторонняя интерпретация системы П. Сезанна
и
увлечение африканской скульптурой приводят П. (вместе с Ж. Браком)
к
созданию кубизма. Разлагая предмет на составные геометрические элементы,
оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, он
отрицает реальный мир, существующий вне нас, и само изобразительное начало
искусства, заменяя его "активностью" художника, чей субъективный произвол
принимает форму геометрической игры отвлечённых элементов, разрушающих
чувственно-наглядные образы вещей. Некоторые произведения П. кубистического
периода не лишены декоративного изящества и эмоционального звучания. ("Дама
с веером", 1909, илл. см. т. 13, вклейка к стр. 321), а в ряде случаев
сохраняет и остатки реальных образов (портрет А. Воллара, 1910, Музей изобразительных
иск-в им. А. С. Пушкина). С середины 10-х гг., наряду с опытами в области
фактуры ("Бутылка аперитива", коллаж, 1913; илл. см. т. 12, стр. 422) и
поисками чистой декоративности ("Три музыканта", 1921, Музей современного
иск-ва, Нью-Йорк), завершающими период кубизма, в творчестве П. возникают
неоклассические тенденции (т. н. неоэнгризм); это нашло отражение в таких
работах, как "Три женщины у источника" (1921, Музей современного искусства,
Нью-Йорк), "Мать и дитя" (1922, Художеств. музей, Балтимор), илл. к "Метаморфозам"
Овидия (офорт, 1931), серия "Мастерская скульптора" (входящая в "Сюиту
Воллара", офорт, 1933-34). Характерными для неоклассицизма П. являются
настроения сказочной идиллии, графич. изящество линий. Более реальным представлением
о человеке проникнуты появляющиеся в его творчестве с кон. 10-х гг. образы
современников, людей из народа (рисунки - "Рыбак", карандаш, 1918; "Отдыхающие
крестьяне", перо, 1919). Резким контрастом по отношению к этим произв.
являются многие работы 20-30-х гг., с их безудержной трансформацией натуры
("Танец", 1925, частное собр.), полемической эстетизацией "безобразного",
"отталкивающего", порой низменно-эротического ("Женщина на пляже", 1930,
Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), в к-рых П. обнаруживает близость к сюрреализму.
Обе
линии - гуманистически-элегическая и иррационально-фангастическая - сталкиваются
в серии "Минотавромахия" (офорт, 30-е гг.), воплощающей в символич. образе
Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с
тёмным, слепоинстинктивным; серия словно проникнута болезненно-острым предчувствием
той трагедии, в к-рую вскоре будет повергнут мир.

П. Пикассо.


Со 2-й половины 30-х гг. творчество П.
всё сильнее пронизывают отзвуки совр. событий; его реакция на господствующий
в бурж. мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания
людей чаще всего получает метафорич. окраску, выражается языком мрачного
гротеска, в утрированно искажённых, режущих глаз формах ("Плачущая женщина",
1937, собр. Пенроз, Лондон; "Кот и птица", частное собр., 1939). С этого
же времени во всей полноте начинает выявляться обществ. позиция П. Он становится
видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе
испанского народа с фашизмом (1936-39). Его искусству этого периода ещё
не чужды черты субъективизма, но не эти черты, а то, в какой мере удаётся
преодолеть их, обусловливает создание им прогрессивных произведений широкой
общественной значимости. Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается
им в серии "Мечты и ложь генерала Франко" (акватинта, 1937). Гневным протестом
против фашистского террора является монументальное панно "Герника" (1937,
Музей современного искусства, Нью-Йорк), в к-ром экспрессия манеры П. тех
лет достигает своего высшего накала.


В годы 2-й мировой войны 1939-45 П. остаётся
в оккупированной нем.-фаш. войсками Франции ц принимает участие в Движении
Сопротивления. После войны он находится в первых рядах борцов за мир и
демократию. Передовые, гуманистич. воззрения П. проявляются в его работах:
рис. "Голубь мира" (тушь, 1947), ставший символом движения за мир; панно
"Мир" и "Война" (1952, капелла "Храм Мира" в Валлорисе). Со 2-й пол. 40-х
гг. творчество П. особенно многообразно. Он продолжает создавать станковые
живописные произв., возвращаясь в них к антич. реминисценциям, в резко
утрированной, пародийной форме интерпретируя картины старых мастеров (напр.,
"Лас Менинас" Д. Веласкеса), продолжая свою полемику против реалистического
искусства. П. работает и как скульптор ("Человек с ягнёнком", бронза, 1944,
статуя в Валлорисе), керамист (ок. 2000 изделий) и очень много как график,
использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра, литография
и др.) и изобразит. средств (тонкая, то гибкая, то резкая линия, мягкие
монохромные или сочные контрастные пятна). В эти годы вновь проявляется
характерная особенность творч. метода П.- принцип серийности (цикл рисунков
и литографий"Человеческая комедия", 1953-54, и др.). Новые, иногда загадочные
образные метафоры находит П., продолжая обращаться к своим постоянным,
излюбленным темам -цирку, бою быков, антич. мифологии, мотивам художника
и модели, спящего и созерцающего. Большое место в его наследии занимают
женские портреты.


Творчество П. оказало и оказывает большое
влияние на искусство 20 в. во многих его областях. Оно противоречиво сочетает
в себе передовые общественные стремления и выражение кризиса современного
буржуазного искусства. П. прошёл сложный путь, но в ответственные исторические
моменты он осознавал своё место - место борца за прогрессивные идеалы.


В 1950 П. был избран во Всемирный Совет
Мира. Лауреат Междунар. пр. Мира (1950) и Междунар. Ленинской пр. "За укрепление
мира между народами" (1962).


Соч.: [Высказывания и документы], в кн.:
Мастера искусства об искусстве, [т. 5, кн. 1], М., 1969, с. 299-316.


Лит.: Пи леханов Г. В., Соч., т.
14, М., (б. г.), стр. 170 - 73; Луначарский А. В., Об изобразительном искусстве,
т. 1, [М., 1967], стр. 177-85, 324-27, 351-53: Пикассо. Сб. ст. о творчестве,
[Пер. с нем., франц. и польск.], М., 1957; Всеобщая история искусств, т.
6, кн. первая, М., 1965, с. 95-101; Графика Пикассо. [Альбом], М., 1967;
Зернов Б. А., Пабло Пикассо против фашизма, Л., 1971; Дмитриева n. a.,
Пикассо, М., 1971; Zеrvos Ch., Pablo Picasso. Catalogue general des oeuvres
de 1895 a 1963, v. 1 - 23, P., 1932 - 71.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я