ПЕТРАШЕВЦЫ

ПЕТРАШЕВЦЫ общество петрашевцев,
кружок петрашевцев, группа молодёжи, собиравшаяся во 2-й пол. 40-х гг.
19 в. в Петербурге у М. В. Петрашевского; утопич. социалисты и демократы,
стремившиеся к переустройству самодержавной и крепостнич. России. П. стояли
в самом начале процесса формирования революц. демократич. лагеря, идеологами
к-рого в то время были В. Г. Белинский и А. И. Герцен; с П. начинается,
по словам В. И. Ленина, история социалистич. интеллигенции в России (см.
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 7, с. 438, прим.).


Собрания у Петрашевского начались в 1844,
с осени 1845 - стали еженедельными ("пятницы"). Их посещали чиновники,
учителя, писатели, художники, студенты, офицеры (Д. Д. Ахшарумов, А. П.
Баласогло, В. А. Головинский, Н. П. Григорьев, И. М. и К. М. Дебу,
и Ф. М. Достоевские, С. Ф. Дуров, А. И. Европеус, Н. С. Кашкин, Ф. Н. Львов,
В. Н. Майков, А. П. Милюков, В. А. Милютин, Н. А. Момбелли, А. И. Пальм,
А. Н. Плещеев, Салтыков, Н. А. Спешнев, Ф. Г. Толь, П. Н. Филиппов, А.
В. Ханыков, И. Л. Ястржембский и др.). Социальный состав и идеология П.
отражали особенности переходного периода рус. освободит. движения, когда
в условиях обострения кризиса крепостничества дворянская революционность
уступала место разночинской. П. не имели оформленной организации и разработанной
программы. Первоначально задачи кружка ограничивались самообразованием,
знакомством с теориями материализма и утопич. социализма. Обширная б-ка
запрещенной литературы, собранная Петрашевским, привлекала П. Особенным
успехом пользовались соч. Ш. Фурье и Л. Фейербаха. Первой попыткой пропаганды
идей демократизма и утопич. социализма в широких кругах стало издание Карманного
словаря иностранных слов
(в. 1-2, 1845-46), предпринятое Петрашевским
при участии В. Н. Майкова, Р. Р. Штрандмана и др. В 1848-49 под влиянием
Революции 1848 во Франции и обострения внутр. положения в России в среде
П. начали созревать революц. настроения. Наряду с теоретич. проблемами
(атеистич. доклады Спешнева и Толя, лекции Ястржембского по политич. экономии
и др.) на "пятницах" стали обсуждаться политич. вопросы. На собраниях
в более узком составе (в кабинете Петрашевского, на квартирах бр. Дебу,
Кашкина, Дурова) П. определяли своё отношение к ожидаемой крестьянской
революции. Осенью 1848 Петрашевский и Спешнев пытались разработать план
руководства крестьянским восстанием, к-рое должно было начаться в Сибири,
оттуда - перекинуться в р-ны с давними традициями нар. движений (Урал,
Волга, Дон) и закончиться свержением царя. В дек. 1848 - янв. 1849 на "совещаниях
пяти" (Петрашевский, Спешнев, Момбелли, Львов, К. Дебу) обсуждался вопрос
о создании тайного общества, о его программе и тактике. Выявились разногласия
по поводу ближайших целей общества между сторонниками подготовит. пропагандистской
работы и Спешневым, стоявшим за немедленное восстание. Мысль о необходимости
нелегальной организации разделялась многими П. Поднимался вопрос о создании
пропагандистских произведений для народа, критикующих социально-политич.
строй России. С этой целью Милюков написал переложение из "Слов верующего"
Ф. Ламенне, обличающее духовенство, Григорьев -"Солдатскую беседу" о бесправном
положении солдат, Филиппов -"Десять заповедей" о положении крепостного
крестьянства. Спешнев и Филиппов готовили оборудование для подпольной типографии.
К печати предназначалось и "Письмо Белинского к Гоголю", впервые прочитанное
публично в кружке П. на торжественном обеде в честь Фурье, устроенном 7
апр. 1849. П. провозгласили себя борцами за социалистич. общество, подчёркивая
необходимость для России соединения социалистич. пропаганды с борьбой
против самодержавия.


По доносу провокатора П. были арестованы
23 апр. 1849. Из 123 чел., привлечённых к следствию, 22 были судимы воен.
судом, 21 из них приговорён к расстрелу. После обряда приготовления к смертной
казни 22 дек. 1849 на Семёновском плацу в Петербурге, по конфирмации Николая
I, П. были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские
роты и рядовыми в линейные войска. В 1856 П. были амнистированы и к нач.
60-х гг. все (кроме Петрашевского) восстановлены в гражд. правах. Нек-рые
П. вернулись к обществ. борьбе: стали публицистами сибирских газет (Петрашевский,
Спешнев, Львов), отстаивали интересы крестьян при проведении Крестьянской
реформы 1861
(Европеус, Кашкин, Спешнев, Головинский), работали в области
педагогики (Толь).


Общие предпосылки мировоззрения П. (утопич.
социализм, демократизм, просветительство) не исключали сложности, пестроты
и противоречивости их философских, социально-политич. и лит. исканий. В
области философии мн. П. испытали влияние Белинского и Герцена, нек-рые
из них стали материалистами и атеистами. Экономич. требования П. не выходили
за рамки задач бурж. развития России. Выступая за промышленное развитие
и ликвидацию крепостного права, П. расходились в определении условий и
методов освобождения крестьян. Основному революц. ядру П., связывавшему
будущее страны с развитием крест. х-ва


(Петрашевский, Спешнев, Ханыков, Момбелли
и др.), противостояли либеральные попутчики (Н. Я. Данилевский, А. П. Беклемишев
и др.), ориентировавшиеся на развитие помещичьего х-ва. Наиболее радикальными
были взгляды Спешнева, считавшего себя коммунистом и требовавшего национализации
земли и важнейших отраслей пром-сти. Выступая с критикой зап.-европ. капитализма,
П. признавали его относит. прогрессивность и видели в нём "преддверие"
социализма. Вслед за Фурье, П. считали, что социалистич. строй соот.ветствует
природе человека, но в отличие от зап.-европ. утопич. социалистов надеялись
достичь его революц. путём. Большинство П. не разделяли теории некапиталистич.
развития, выдвинутой Герценом, и только нек-рые (Ханыков, Головинский и
др.) придавали особое значение крест. общине. Социализм П. сливался с демократизмом,
был идейной оболочкой их антикрепостнич. борьбы. П. понимали, что коренная
перестройка обществ. отношений в России невозможна без политич. преобразований.
Они мечтали о республике или, как минимум,- о конституционной монархии.
В отличие от декабристов, П. считали народ главной силой революции.


Идеи П. отразились в поэтич. творчестве
Плещеева, Пальма, Ахшарумова, Дурова, в ранней прозе Достоевского ("Бедные
люди" и др.), первых повестях Салтыкова ("Противоречия" и др.), журнальных
статьях В. Н. Майкова и В. А. Милютина. Влияние идей П. коснулось молодого
Л. Н. Толстого, А. А. Григорьева, А. Н. Майкова.


Источи.: Петрашевцы. Сб. материалов, т.
1-3, М.- Л., 1926 - 28; Дело петрашевцев, т. 1 - 3, М. -Л., 1937-51; Философские
и общественно-политические произведения петрашевцев, М., 1953; Поэты-петрашевцы,
2 изд., Л., 1957.


Лит.: Семевский В. И., М. В. Буташевич-Петрашевский
и петрашевцы, М., 1922; Нифонтов А. С., Россия в 1848 г., М., 1949; Федосов
И. А., Революционное движение в России во второй четверти XIX в., М., 1958;
История русской экономической мысли, т. 1, ч. 2, М., 1958; Лейкина-Свирская
В. Ф., Петрашевцы, М., 1965; Усакина Т. И., Петрашевцы и литературно-общественное
движение сороковых годов XIX в., [Саратов], 1965; История философии в СССР,
т. 2, М., 1968.

В. Ф. Лейкина-Свирская, Е. М. Филатова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я