ПЕСНЯ

ПЕСНЯ наиболее распространённый
род вокальной музыки. П. подразделяются на народные (см. Народное творчество),
профессиональные;
они различаются также по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам
(П. революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная,
сольная и хоровая, с сопровождением и без него, П. для проф. певцов и для
массового исполнения). В нек-рых языках термин "П." (нем. Lied, франц.
шансон,
англ.
song) применяется и к романсу. П. свойствен особый тип
связи музыки и слова. Мелодия П. является обобщённым, итоговым выражением
образного содержания текста в целом; в отличие от романса, она не связана
с отд. поэтическими образами или речевыми интонациями текста. При этом
мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке
и одинаковых) построений - строф или куплетов (часто с рефреном-
припевом).
Внутреннее
муз. членение также соответствует членению поэтич. строфы. Благодаря этому
мелодия песни может исполняться и с др. словами - при условии сохранения
строфич. строения и размера первоначального текста.


Народная П. существует у всех народов мира.
Её происхождение тесно связано с трудовыми процессами. В глубокой древности
возникли обрядовые П.: календарные (новогодние, весенние, купальские, жнивные
и др.) и семейно-бытовые (родильные, свадебные, похоронные). Необрядовая
лирич. П. получила широкое развитие. Для большинства жанров нар. П. характерно
строфич. строение. Повествоват. П. заключают в себе многообразные сюжетные
ситуации, повествование зачастую объединяется с монологом и диалогом; наиболее
распространённая форма - П.-монологи. Внутр. мир героя, эмоционально-психологич.
содержание П. часто иносказательно раскрывается посредством различных видов
параллелизма и символики. Нар. П. оказала влияние на формирование лит.
П. Как жанр профессионального иск-ва П. в наст. время существует одновременно
с народной.


Многовековую историю имеет профессиональная
П. Творчество антич. поэтов-лириков, создававших и стихи, и мелодии, творчество
трубадуров
и
труверов,
миннезингеров
и мейстерзингеров,
светская хоровая полифонич.
П. (шансон), различные формы бытовой сольной и ансамблевой П.,
гуситские
песни,
гимны гугенотов (см. Гимн), протестантские хоралы - таковы
важнейшие этапы развития профессиональной П. в европ. странах.


Во 2-й половине 18 в. складывается камерная
П.-романс с сопровождением струнного клавишного инструмента. В годы Великой
франц. революции большого развития достигла массовая революц. песня, служившая
пропаганде новых идей, призывавшая к борьбе с врагами революции. Возникшие
в эту пору песни "Марсельеза" и "Са ира" ("Са ira") сохранили значение
и в последующее время в качестве художеств. символов освободительной борьбы
народа. В 19 в. песенные жанры занимают видное место, разветвляясь на романс
и собственно П., грань между к-рыми не всегда легко установить. В тесной
связи с ростом рабочего класса и активизацией его борьбы за своё освобождение
развивается рабочая революц. П., исполнявшаяся на демонстрациях, митингах,
в условиях подполья, каторги и ссылки. В числе наиболее известных революц.
песен и гимнов, получивших распространение во всех странах мира, - франц.
"Интернационал",
польск.
"Варшавянка", итал. "Гимн Гарибальди", исп. "Гимн Риего". Важную организующую
и воспитательную функцию рабочая революц. П. неизменно выполняла в России;
большой известностью пользовались такие П., как "Смело, товарищи, в ногу",
"Беснуйтесь, тираны", "Отречёмся от старого мира" ("Рабочая марсельеза").
Особый подъём рус. революц. П. начался с 20 в., в предреволюц. годы и во
время Великой ОКТ. социалистич. революции. Наряду с нар. П. революц. П.
послужила одним из истоков сов. массовой П. (термин "массовая П." возник
в послереволюц. годы). Массовая П. чутко отражала важнейшие черты духовной
жизни трудящихся на различных этапах истории страны. Она стала одним из
ведущих жанров сов. муз. творчества, особенно в 30-е гг. и в период Великой
Отечеств. войны 1941-45, привлекла к себе внимание мн. сов. поэтов (М.
Исаковский, В. Лебедев-Кумач, М. Светлов, А. Сурков, А. Фатьянов и др.),
оказала большое влияние и на др. жанры - романс, оперу, кантату, киномузыку.
Широкую известность приобрели "Песня о Родине" и "Каховка" Дунаевского,
"Орлёнок" Белого, "Катюша" Блантера, "Священная война" А. В. Александрова,
"Гимн демократической молодёжи мира" Новикова, "Подмосковные вечера" Соловьёва-Седого,
"Песня о тревожной молодости" Пахмутовой, " Бухенвальдский набат" Мурадели,
"Пусть всегда будет солнце" Островского и др. Многие массовые П. получили
распространение и за рубежом.


С 20-х гг. подъём песенного жанра наблюдается
и в др. европ. странах; он был вызван развитием обществ. и революц. движения
после ОКТ. революции 1917 (песни X. Эйслера в Германии, Э. Шульгофа в Чехословакии
и др.). Большого развития в 20 в. достигла эстрадная П., к-рая зачастую
связана с джазом.


С кон. 40-х гг. в ряде стран возрождаются
традиции "шансонье" - певцов, к-рые сами создают мелодии, а зачастую и
слова своих песен (Ж. Брассенс, Ш. Азнавур во Франции, Б. Окуджава в СССР
и др.). Совр. зарубежная песня - эстрадная и массовая - очень неоднородна
в идейном и художеств. отношении. Испытывая отрицат. влияние "массовой
культуры" ("поп-музыки" и др.), она в то же время в лучших своих образцах
отражает прогрессивные обществ. устремления, напр. движение молодёжи за
мир и социальный прогресс, выдвинувшее ряд популярных исполнителей П. (Пит
Сигер, Джоан Баэз в США и др.). Общественная, организующая роль П. особенно
ярко выступает на фестивалях демократич. молодёжи.


Тексты: Чулков М. Д., Собрание разных песен,
ч. 1 - 4, СПБ, 1770 - 74; Песни, собранные П. В. Киреевским, в. 1-10, М.,
1860-74; то же, новая серия, в. 1, М., 1911, в. 2, ч. 1-2, М., 1917-29;
Соболевский А. И., Великорусские народные песни, т. 1 - 7, СПБ, 1895-1902;
Песни русских рабочих, М.- Л., 1962; Русский героический эпос (былины),
М., 1970; Поэзия крестьянских праздников, [сб. песен], Л., 1970.


Лит.: Аничков Е. В., Весенняя обрядовая
песня на Западе и у славян, ч. 1-2, СПБ, 1903-05; Лафарг П., Свадебные
песни и обычаи, в его кн.: Очерки по истории культуры, 2 изд., М.- Л..
1928; Веселовский А. Н., Историческая поэтика,


Л., 1940; Чернышевский Н. Г., Песни разных
народов, Полн. собр. соч., т. 2, М., 1949; Белинскии В. Г., [Статьи о народной
поэзии], Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Бочаров А. Г., Советская массовая
песня, М., 1956; КОрев Ю. С., Советская массовая песня, М., 1956; Попова
.Т. В., Русское народное музыкальное творчество, в. 3, М., 1957, гл. 4;
Пи рОпл В. Я., Русский героический эпос, М., 1958; Друскин М. С., Русская
революционная песня, Л., 1959; Сохор А. Н., Русская советская песня. Л.,
1959; Гердер И. Г., Избр. соч., М.- Л., 1959; Васина-Гроссман В. А., Вокальные
формы, 2 изд., М., 1963; Кулаковский Л. В., Песня, её язык, структура,
судьбы, М., 1962; Колпакова Н. П., Русская народная бытовая песня, М.-
Л., 1962; Русская народная песня. Библиографический указатель. 1735 - 1945,
М., 1962; Sуdоw a., Das Lied, Ursprung, Wesen und Wandel, Gott., [1962];
Лазутин С. Г., Русские народные песни, М., 1965; Гегель Г. В. Ф., Эстетика,
т. 3, М., 1971, с. 523-26.

В. А. Васина-Гроссман, И. К. Галкина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я