ПЕРСПЕКТИВА

ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective,
от лат. perspicio - ясно вижу), система изображения объёмных тел на плоскости
или к.-л. иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и
удалённость отдельных их частей от наблюдателя.


Возникновение понятия о П. связано с развитием
оптики и различных видов иск-ва, в первую очередь живописи. Художники первобытного
мира и древнего Востока, создавшие ряд приёмов для характеристики взаимного
расположения предметов (ярусная композиция, контрастное сочетание фронтальных
и профильных видов и т. д.), подчиняли их не единой соотнесённой со зрителем
шкале, а условно-символич. схеме. Тяготение к унификации пространства с
помощью П. появляется в иск-ве Др. Греции (с 6 в. до н. э.). Впервые правила
П. упоминаются в трактате греч. математика Евклида "Оптика" (3 в. до н.
э.), а рим. арх. Витрувий относит практическое её применение в театр. декорации
ко времени Эсхила (6-5 вв. до и. э.); он же пишет о несохранившихся трактатах
Анаксагора и Демокрита о П. Об антич. перспективной живописи можно судить,
напр., по фрескам "2-го помпеянского стиля" (ок. 80 до н. э.- ок. 30 н.
э.) с построениями, весьма близкими к центрально-перспективным (т. е. имеющими
один центр проекции); наряду с этим в античности широко используется система,
подразумевающая неск. точек схода, расположенных на одной вертикальной
оси (т. н. рыбья кость). В позднеантич. и средневековом иск-ве интерес
к систематич. разработке проблем П. в целом пропадает, но нередко применяется
способ т. н. обратной П., состоящий в увеличении отд. предметов по мере
их удаления и синтетически объединяющий неск. точек зрения. Последовательная,
математически обоснованная система П., рассчитанная на фиксированную, "антропоцентрическую"
точку зрения, складывается в период итал. кватроченто (Ф. Брунеллески,
Л. Б. Альберти, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло); значит.
вклад в эмпирич. и науч. разработку П. внесли также сев.- европ. мастера
(бр. X. и Я. ван Эйк, А. Дюрер). Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной
П. (т. е. исследовал влияние воздуха на чёткость очертаний предметов, а
также на их цвет в зависимости от расстояния). Несмотря на то, что в последующие
эпохи конкретная связь между науч. теорией и художеств. практикой П. утрачивается
(если не считать мастеров перспективной живописи), а учение о П.
в целом становится частью начертательной геометрии [в этом отношении особенно
важны труды франц. математиков Ж. Дезарга (17 в.) и Г. Монжа (18 в.)],
перспективная структура остаётся органич. частью живописного или скульптурно-рельефного
образа у мастеров, тяготеющих к объективной, научно обоснованной передаче
реальной пространственной среды.


Иск-во Востока не знало оптико-математич.
обоснования проблем П., хотя и породило ряд эмпирич. систем; такова, напр.,
типичная для живописи Китая и Японии параллельная П., к-рую условно можно
считать построением с бесконечно удалённым центром проекции.


С точки зрения геометрии П. - способ изображения
фигур, основанный на применении центрального проектирования (см. Начертательная
геометрия, Проекция).
Для получения перспективного изображения к.-л.
предмета проводят из выбранной точки пространства (центра П.)лучи ко всем
точкам данного предмета. На пути лучей ставят ту поверхность, на к-рой
желают получить изображение. В пересечении проведённых лучей с поверхностью
получают искомое изображение предмета; на рис. 1 - перспективное изображение
предмета на плоскости (линейная П.), на рис. 2 - на внутренней поверхности
цилиндра (панорамная П.), на рис.3- на внутренней поверхности сферы (купольная
П.). Перспективные изображения параллельных прямых пересекаются в т. н.
точках схода, а параллельных плоскостей - в линиях схода.


Общий способ построения П. сложных объектов
(ортогональные проекции к-рых заданы) на вертикальной (см. рис. 4) и наклонных
плоскостях основан на теореме проективной геометрии о соответствии четырёх
точек. На объекте выбирают две взаимно перпендикулярные плоскости, и на
каждой из них намечают прямоугольник. Затем по правилам начертательной
геометрии строят П. этих прямоугольников (на рис.- abсd и adef
-
П. соответствующих прямоугольников объекта). Точки FFявляются точками схода (Fточки пересечения диагоналей построенных прямоугольников с точками схода,
находят в пересечении полученных прямых со сторонами прямоугольников П.
середин их сторон (на рис. точка g - П. середины G стороны АВ).
Для
построения П. других точек объекта, напр. точки n
на прямой АВ,
намечают
произвольную точку О и проводят лучи Оа, Ob и Оg. С ортогонального
чертежа на отдельную полоску бумаги переносят точки
А, В, G и n
и
укладывают её на изображение так, чтобы точки
А, В и G оказались
на лучах Оа, Ob и Оg.
П. точки
n (точка т) получается
проектированием точки
n из точки О на прямую аb. Аналогично
выполняются построения П. на наклонной плоскости.


В теории линейной П, большое значение имеет
изучение искажений, возникающих в периферийных частях картины вследствие
значительных отклонений проектирующих лучей от перпендикулярного положения
к плоскости, на к-рой построено изображение.


Лит.: pынин n. a., Начертательная
геометрия. Перспектива, П., 1918; Глаголев n. a., Начертательная геометрия,
3 изд., М., 1953; Барышников А. П., Перспектива, 4 изд., М., 1955; Кузнецов
Н. С., Начертательная геометрия, М., 1969; Panofsky e., Die Perspektive
als "symbolische Form", в кн.: Vortrage der Bibliothek Warburg, 1924-25,
Lpz. - В., 1927, S. 258-330; GiОseffi D., Perspectiva artificialis...,
[Trieste], 1957; White .J., Birth and rebirth of pictorial space, 2 ed.,
L., 1967.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я