ПЕРСОНАЛИЗМ

ПЕРСОНАЛИЗМ (от лат. persona - личность),
теистическое направление совр. бурж. философии, признающее личность первичной
творч. реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением
творч. активности верховной личности - бога. П. сформировался в кон. 19
в. в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и др. странах. В России
идеи П. развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О.
Лосский
и
др. Основоположниками амер. П. явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи
- У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен, Э. Кент, Д. Райт, П. Шиллинг, Р.
Т. Флюэллинг, объединившиеся вокруг журн. "Personalist", осн. в 1920 Флюэллингом.
Франц. персоналисты (П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и
др.) группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг
журн. "Esprit", осн. в 1932. Представителями нерелиг. П. были Б. Коутс
(Великобритания), В. Штерн (Германия) и др.


Принципу идеалистич. монизма и панлогизма
гегелевского толка в П. противопоставляется идеалистич. плюрализм -
множественность
существований, сознаний, воль, личностей. При этом удерживается принцип
теизма,
т.
е. творения мира верховной персоной (богом) и наделения его способностью
развития. Персоналисты выдвигают на первый план не познающего истину субъекта
классич. философии, а человеческую личность во всей полноте её конкретных
проявлений, в её неповторимой индивидуальности. Личность превращается в
фундаментальную онтологич. категорию, осн. проявление бытия, в к-ром волевая
активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Но
истоки личности коренятся, по П., не в ней самой, а в бесконечном едином
начале - боге. Существует аналогия между этими принципами П. и монадологией
Г. Лейбница (см. Монада), развившейся в конечном счёте в форме теодицеи.
Задачу
ориентации человека в мире П. возлагает на религ. философию, к-рая должна
найти смысл существующего с точки зрения волеизъявления человека в соотнесённости
с высшим началом, богом.


Распространение П.- симптом кризиса позитивистского
мировоззрения и усиления тенденций иррационализма. В России П. разрабатывался
в русле философско-лит. идеалистич. движения нач. 20 в., представители
к-рого считали личность единств. субъектом истории и носителем культуры
в противоположность нар. массам и выступили одними из первых теоретиков
"массовой культуры" и "массового общества". Личность была противопоставлена
обществу и его притязаниям определять всю её жизнь, а судьба личности была
противопоставлена теории прогресса. Теоретич. базой развития идей П. в
России явилась попытка найти "третью линию" в философии, снимающую противоположность
материализма и идеализма, субъекта и объекта. По мысли Бердяева и Шестова,
все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или
обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование
индивида, вплетённое в сложную сеть обществ. отношений, подчинённое социальным
изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое
"Я". П. различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода,
как часть общества есть индивид; о нём - биологич. или социальном атоме
- ничего не известно, он лишь элемент, часть, определяемая соотношением
с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного
волеизъявления, посредством воли, к-рая преодолевает и конечность жизни
человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Т. о., в основе
учения П. о личности лежит тезис о свободе воли. С позиций П. вопрос
о закономерностях социального развития не может быть решён рациональным
познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление
воли, выбор, нравственную оценку. "...Вся глубина проблемы не в достижении
такой организации общества и государства, при которой общество и государство
давало бы свободу человеческой личности, а в утверждении свободы человеческой
личности от неограниченной власти общества и государства..." (Бердяев Н.,
Судьба человека в современном мире, Париж, 1934, с. 25).


Принцип деятельного волевого индивида в
кон. 19 в. привлекает внимание философов США. Раннее поколение амер. персоналистов
(Боун, Дж. Хауисон, Калкинс) выступило против распространённого в США абсолютного
идеализма, против подчинения личности безличному космич. порядку. В дальнейшем
Брайтмен и Флюэллинг развили положение о "мире личности" во всей его полноте,
к-рый "больше" мира природы и является подлинной ареной бытия.


Гл. представитель франц. католич. П.- Э.
Мунье объявляет христ. учение о личности основой революц. переворота в
жизни человечества, позволяющего создать некое "общество личностей", подобное
христ. общине. Поскольку личность, согласно П., находится во враждебных
отношениях с действительностью, жизнь личности начинается с того, что она
ломает контакт со средой; она должна уйти в себя, чтобы "сосредоточиться".
Внутренние свойства личности, "призвание", "интимность" должны, по Мунье,
предохранить личность и общество как от тоталитаризма, так и от индивидуализма,
соединить личности между собой. Гл. способом самоутверждения личности выступает
внутр. самоусовершенствование.


В понимании социальных проблем имеется
определённое различие между амер. и франц. П. Первое направление остаётся
в рамках констатации кризиса совр. общества и человека, возлагая надежды
на жизнеспособность зап. культуры и подменяя социальную проблематику задачей
самоусовершенствования личности. Французский же П., акцентируя внимание
именно на социальной доктрине (Мунье), проповедует идеал ср.- век. общины
как антипода урбанистич. цивилизации. Для франц. П., окрашенного пессимистически,
характерна антикапиталистич. направленность. Мунье писал о всеобщем кризисе
капитализма, к-рый приведёт его к гибели; призывал к социальному обновлению,
к "персоналистской и общинной революции", отличаемой им от социалистич.
революции, ведущей к коллективизму. Эта революция, по его мнению, должна
быть одновременно и духовной, и экономической, создать условия для расцвета
личности и бесконфликтности в обществе. Она мыслится как результат распространения
персоналистского учения среди людей. П. является попыткой конкретизировать
христ. идеал личности в условиях совр, капиталистич. общества, при наличии
отчуждения,
где
над человеком довлеют и порабощают его враждебные обществ, силы. История
П. свидетельствует, что провозглашённая им программа социальных и духовных
преобразований носит утопический характер. В наст. время П. в значит. мере
утратил своё влияние, его осн. проблематика разрабатывается неотомизмом
и особенно экзистенциализмом .


Лит.: Быховский Б. Э., Американский
персонализм в борьбе против науки и общественного прогресса, М., 1948;
Современный объективный идеализм, М., 1963, с. 350- 421; Кnudsоn А. С.,
The philosophy of personalism, 1927; Lacroix J., Marxisme, existentialisme,
personnalisme, P., 1950; Stefanini L., Personalismo filosofico, Roma, 1945.

И. Ф. Балакина, К. М. Долгов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я