ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД

ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД лад, в котором функция
устоя (тоники) переходит от одного тона к другому (того же звукоряда),
а также лад, звукоряд к-рого изменяется при одной и той же тонике (устое)
(по И. В. Способину).


Понятие П. л. применяется обычно к первому
типу (хотя его скорее следовало бы называть переменно-тональным, а второй
- собственно переменно-ладовым). Понятие и термин "П. л." были впервые
предложены рус. муз. теоретиком Б. Л. Яворским. П. л. распространены в
нар. музыке, в частности в русской. Относительная непрочность тонального
центра позволяет ему сравнительно легко смещаться практически на любую
ступень, причём ощущения модуляции не возникает. Отличие переменно-ладового
смещения опоры от модуляции - в отсутствии ухода из одной тональности и
установления другой, либо в слиянии двух или нескольких тональностей (с
единым звукорядом) в одно ладовое целое. Преобладает ощущение двух или
нескольких красок, принадлежащих той же ладовой системе (М. И. Глинка,
"Иван Сусанин ", 1-е действие, хор "Лёд реку в полон забрал"). Особенно
заметно это в наиболее распространённом виде П. л.- параллельно-переменном
ладе, часто встречающемся в рус. нар. песнях:

1927-25.jpg


Мягкость переходов от одной опоры к другой,
обычная для П. л., придаёт ему спокойно-переливчатый характер. Возможна,
однако, и иная его трактовка - см., напр., отрывок из 2-го действия оперы
"Князь Игорь" Бородина: ПЛЯСКА МУЖЧИН, ДИКАЯ

1927-26.jpg


Лит.: Протопопов С. В., Элементы
строения музыкальной речи, ч. 1 - 2, М., 1930; Вахромеев В. А., Ладовая
структура русских народных песен, М., 1968; Способин И. В. Лекции по курсу
гармонии, М., 1969. Ю. Н. Холопов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я