ПЕРЕВОЗКА

ПЕРЕВОЗКА договор П., один из видов
гражданско-правовых договоров. В СССР регулируется Основами гражд. законодательства
(1961), ГК союзных республик, а также Уставом жел. дорог СССР, Уставом
внутр. водного транспорта СССР, Уставом автомоб. транспорта РСФСР, Кодексом
торг. мореплавания СССР, Возд. кодексом СССР. Все эти акты определяют права
и обязанности перевозчика и клиентов (отправителя и получателя).


Договоры П. подразделяются по видам транспорта:
договоры железнодорожной, речной, морской, автомобильной и воздушной П.;
по перевозимым объектам (субъектам): договоры П. пассажиров, грузов, почты
и багажа; по числу участвующих в П. видов транспорта: договоры П. местного
сообщения, прямого сообщения и прямого смешанного сообщения; по срокам
действия договора: разовые договоры и длительные (напр., годовой договор
на автомоб. транспорте, навигационный договор на речном и мор. транспорте,
спец. договор на возд. транспорте).


По договору П. груза трансп. орг-ция (перевозчик)
обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и
выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель
обязуется уплатить за П. груза установленную плату.


Порядок предъявления к П. грузов, сроки
их доставки и выдачи грузополучателю регламентируются Правилами перевозок,
утверждаемыми трансп. мин-вами (напр., Общие правила перевозок грузов автомоб.
транспортом от 30 июля 1971).


По договору П. пассажиров перевозчик обязуется
перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи им багажа - также
доставить последний в пункт назначения и выдать его управомоченному на
то лицу; пассажир, в свою очередь, обязуется уплатить установленную плату
за проезд и провоз багажа.


Перевозчик несёт имуществ. ответственность
(в виде неустойки, штрафа, возмещения убытков) в случае невыполнения
плана П. грузов, несохранности принятого к П. груза, просрочки его доставки,
утраты, недостачи, порчи или повреждения принятого к П. багажа, несоблюдения
сроков доставки, увечья или иного повреждения здоровья, причинённого пассажиру,
и др. Установлена также имуществ. ответственность сторон за неподачу перевозочных
средств и непредъявление к П. грузов.


Всякого рода требования клиента оформляются
в виде претензии, предъявляемой им к перевозчику. В случае её отклонения
или оставления без ответа в течение срока, установленного законом, клиент
вправе обратиться с иском к перевозчику в суд или арбитраж. Обстоятельства,
явившиеся основанием для предъявления претензии, оформляются коммерческими
актами. Г. П. Савичев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я