ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО

ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО искусство
эпохи первобытнообщинного строя. П. и. возникло около 30-го тысячелетия
до н. э., в позднем палеолите, когда появляется человек современного
типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял
и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный
мир и всё более возвышался над природой. Возникновение иск-ва означало
поэтому огромный шаг вперёд в познавательной деятельности человека, способствовало
укреплению социальных связей и усилению первобытной общины. Непосредственной
причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной
жизни. Так, напр., искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений,
из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной
общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение
имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное
сопровождение помогало организации коллективного труда.


Произв. изобразит. иск-ва появились уже
в ориньякское время (т. е. в самом начале позднего палеолита). Важнейшие
памятники иск-ва палеолита - пещерные изображения [пещеры в Испании (Альтамира
и
др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в СССР - Капова
пещера],
где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных,
являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов,
хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих
признаки человека и животного, отпечатки рук, схематич. знаки, частично
расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек. Пещерные
изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минер. красками,
реже - в виде барельефов, часто основанных на сходстве естеств. выпуклостей
камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произв.
круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в т. ч. глиняные статуэтки
женщин - т. н. ориньякскосолютрейские "Венеры", связанные с культом "прародительниц"),
а также первые образцы художеств. резьбы (гравировка на кости и камне).
Характерная черта палеолитич. иск-ва - его наивный реализм. Поразительная
жизненность многих палеолитич. изображений зверей обусловлена особенностями
трудовой практики и мировосприятия палеолитич. человека. Меткость и острота
его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся
жизнь и благосостояние к-рых зависели от знания животных, от умения выследить
их. При всей своей жизненной выразительности иск-во палеолита являлось,
однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения,
передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значит. мере
основой палеолитич. иск-ва было отображение природы в живых, персонифицированных
образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение
их человеческими качествами. Осн. масса памятников палеолитич. иск-ва связана
с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите
складываются и зачатки архитектуры. Палеолитич. жилища, по-видимому, были
низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками,
иногда с длинными туннелеооразными входами. В качестве строит. материала
употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисл. образцы позднепалеолитич.
иск-ва обнаружены на терр. СССР [на Украине (Мезинская стоянка), в
Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии,
Сибири (Буреть, Мальта)].


Переход от охоты к земледелию и скотоводству
способствовал развитию новых тенденций в иск-ве. Появились изображения,
передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось
декоративно-орнаментальное напразление, сложившееся уже в палеолите (украшение
бытовых предметов, жилища, одежды). В эпохи неолита и энеолита
и
отчасти в бронзовом веке у древних племён Египта, Индии, Передней,
Малой и Ср. Азии, Китая распространяется иск-во, во многом связанное с
земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (в Дунайско-Днепровской
области и Китае - сложные криволинейные, гл. обр. спиральные; в Ср. Азии,
Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте - прямолинейно-геом. узоры,
нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими
фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих
племён существовала жизненно выразительная скульптура. Зодчество неолита
и энеолита представлено архитектурой общинных поселений (многокомнатные
сырцовые дома Ср. Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с
каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита
появились также первые мегалиты и свайные постройки.


У племён, сохранивших рыболовно-охотничий
уклад жизни (лесные охотники и рыболовы Сев. Европы и Азии, от Норвегии
и Карелии на 3. до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, и реалистич.
формы иск-ва, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения,
фигурки
животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике
и
Оленеостровском могильнике). Наскальные изображения эпохи неолита
и поздней бронзы создавались также в Средней Азии (Зараут-Сай)
и
на Кавказе (Кобустан). В степях Вост. Европы и Азии скотоводческие
племена создали в конце бронзового и начале железного века т. н. звериный
стиль.
Культурные связи с Др. Грецией, странами древнего Востока и
Китаем способствовали появлению новых сюжетов, образов и изобразит. средств
в художеств. культуре племён юж. Евразии. Позднейшие этапы П. и. были связаны
с ростом производит. сил, развитием разделения труда в период начавшегося
разложения первобытнообщинного строя и началом формирования классового
общества. Богатое и разнообразное иск-во, органически связанное с формами
П. и., продолжало существовать вплоть до 19-20 вв. у народов, в значит.
степени сохранивших первобытнообщинные отношения (аборигены Австралии,
Океании и Юж. Америки, народы Африки). О музыке и танце первобытной эпохи
см. также в ст. Музыка, Танец.


Лит.: Энгельс Ф., Происхождение
семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения,
2 изд., т. 21, с. 23 - 178; Гущин А. С., Происхождение искусства. Л.- М.,
1937; Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956; Абрамова 3. А., Палеолитическое
искусство на территории СССР, М.- Л., 1962; её ж е, Изображение человека
в палеолитическом искусстве Евразии, М.- Л., 1966; Формозов А. А., Памятники
первобытного искусства на территории СССР, М., 1966; Окладников А. П.,
Утро искусства, [Искусство палеолита, Л., 1967]; История искусства народов
СССР, т. 1, М., 1971; Первобытное искусство. [Сб.], Новосиб., 1971; Ранние
формы искусства. [Сб.], М., 1972; Мириманов В. Б., Первобытное и традиционное
искусство, М., 1973 (Малая история искусств); Вrеui1 Н., Quatre cents siecles
d'art parietal, Montignac, [1952]; Leroi-Gourhan A., Prehistoire de l'art
occidental, P., 1965; Uсkо P. J., Rosenfeld A., Palaeolithic cave art,
N. Y., [1967]. А. П. Окладников.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я