ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ система
подготовки пед. кадров (учителей, воспитателей и т. п.) для общеобразовательной
школы и др. учебно-воспитат. учреждений в пед. ин-тах, уч-щах и ун-тах;
в широком смысле - подготовка пед. и научно-пед. кадров для уч. заведений
всех типов, включая проф.-технич., средние специальные и высшие. (См. Высшее
образование, Среднее специальное образование, Профессионально-техническое
образование, Аспирантура, Учёные звания и степени, Повышение квалификации
и
статьи об отраслях спец. образования, напр. Филологическое образование,
Музыкальное образование.)



В дореволюционной России осн. типом уч.
заведений для подготовки учителей нач. школы были учительские семинарии.
Учителей
нач. школы готовили также пед. классы женских гимназий,
женских
епархиальных
училищ
и женский педагогич. ин-т в Петербурге. При нек-рых высших
начальных училищах
и прогимназиях имелись 2-годичные педагогич.
курсы. Для цер-ковно-приходских школ учителей готовили
церковно-учительские
школы,
а также второклассные учительские школы. Многие учителя,
особенно на окраинах страны, не имели пед. образования и получали звание
учителя после сдачи спец. экзаменов. Учителей для городских и уездных училищ
готовили учительские институты с 3-годичным сроком обучения. Учительские
семинарии и ин-ты ограничивали продолжение образования: по окончании семинарии
можно было поступить только D учительский ин-т, по окончании учительского
ин-та- в коммерческий ин-т. Нек-рые пед. уч. заведения благодаря усилиям
прогрессивных педагогов отличались хорошей постановкой учебно-воспитат.
работы. Учителями ср. уч. заведений назначались, как правило, лица, окончившие
ун-ты и нек-рые высшие уч. заведения непедагогич. профиля, а также духовные
академии. В соответствии с университетским уставом 1804 были открыты 3-годичные
пед. ин-ты при ун-тах: Московском (1804), Харьковском (1811), Казанском
(1812), Дерптском (впоследствии Юрьевском, ныне Тартуском; 1820) и Киевском
(1834). Среди пед. институтов, выделялся Петербургский, созданный в 1804
на базе учительской семинарии и в 1816 преобразованный в Главный педагогический
институт.
В 60-70-х гг. 19 в. были открыты Высшие женские курсы
университетского
типа, готовившие учителей гл. обр. женских ср. уч. заведений и младших
классов мужских ср. школ. Широкую известность имели Высшие женские курсы
воспитательниц и учительниц Д. И. Тихомирова в Москве, Женский пед. ин-т
в Петербурге, Фребелевские курсы в Петербурге, Фребелевский ин-т в Киеве
и др. В 1908 в Петербурге В. М. Бехтерев организовал Психоневрологич. ин-т
- высшее медико-пед. уч. заведение для подготовки врачей, учителей и юристов.
Развитию П. о. во многом способствовала деятельность Н. А. Добролюбова,
К. Д. Ушинского, Н. И. Лобачевского, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева,
А. М. Бутлерова, и др. Д. И. Менделеев придавал большое значение высшему
П. о., от состояния к-рого, как он утверждал, зависят все отрасли высшего
образования. Прогрессивными общественными деятелями и учёными созданы в
1907 в Петербурге Педагогическая академия Лиги образования, в 1911
в Москве Педагогический институт имени П. Г. Шелапутина, которые
давали пед. подготовку лицам, имевшим высшее образование. Дореволюционные
пед. уч. заведения не могли удовлетворить потребностей общеобразовательной
школы в учителях.


П. о. в СССР. Окт. революция 1917 коренным
образом изменила характер нар. образования, систему подготовки учителей,
классовый и нац. состав студенчества в пед. уч. заведениях. Определяющее
значение для строительства новой школы (в т. ч. системы подготовки учителей)
имели идеи В. И. Ленина, его непосредственное участие в руководстве деятельностью
Наркомпроса. Становление сов. системы П. о. связано с именами Н. К. Крупской,
А. В. Луначарского, Покровского, А. С. Бубнова, В. П. Потёмкина,
И. А. Каирова и др. В 1918-20 были организованы сравнительно небольшие
специализированные школьные, дошкольные и другие пед. уч. заведения и курсы,
к-рые затем объединялись в пед. вузы. Дореволюционные учительские семинарии
были преобразованы в 4-годичные ин-ты нар. образования, остальные - в постоянно
действующие пед. курсы для подготовки учителей нач. школы. В 20-е гг. в
РСФСР сложилась следующая система П. о.: пед. техникумы (с 1937 - пед.
уч-ща), пед. ин-ты и университетские пед. ф-ты. Пед. ин-ты и пед. ф-ты
университетов, как правило, имели отделения социального воспитания, подготовки
преподавателей техникумов и политико-просветительные. Один из первых крупных
сов. пед. вузов - Академия коммунистического воспитания им. Н. К.
Крупской, в к-рой были заложены основы сов. системы П. о. В 1918 на базе
Высших женских курсов В. И. Герье создан Московский 2-й университет, в
Петрограде - Гос. пед. ин-т (см. Ленинградский педагогический институт
им.
А. И. Герцена). В 30-е гг. в Москве открылись городской (впоследствии им.
В. П. Потёмкина) и областной пед. ин-ты (см. Московский областной педагогический
институт
им. Н. К. Крупской и Высший коммунистический институт просвещения).
В
1930 на базе пед. ф-та 2-го МГУ осн. Московский педагогический институт

1941 - МГПИ им. В. И. Ленина). В 20-е гг. открылись в Москве Академия трудового
просвещения (1920-21) и Индустриально-пед. ин-тим. К. Либкнехта (1923-42),
пед. ф-ты при ун-тах во Владивостоке, Воронеже, Иркутске, Н. Новгороде,
Перми, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани и др., значительное число различных
педагогических
курсов,
в т. ч. высших. В 30-е гг. сложилась в основном система пед.
уч. заведений. На базе пед. и других ф-тов ун-тов была создана сеть пед.
ин-тов, в т. ч. иностранных языков педагогических институтов.
Особое
внимание было обращено на развитие просвещения и культуры народов Севера,
Ср. Азии и Закавказья. В 1939 открылся Ленингр. гос. пед. ин-т народов
Севера (в 1958 реорганизован в ф-т ин-та им А. И. Герцена). В связи с особенностями
развития женского образования в нек-рых республиках Ср. Азии и Закавказья
в качестве временной формы П. о. были созданы женские пед. уч. заведения
(впоследствии реорганизованные в обычные). С введением в стране всеобщего
семилетнего образования получили развитие учительские институты (в 50-е
гг. реорганизованы в пед. ин-ты и уч-ща). Началась подготовка учителей
по заочной и вечерней формам обучения (см. Вечернее образование, Заочное
образование).
Для совершенствования системы П. о. большое значение
имели постановления ЦИК СССР "Об учебных программах и режиме в высшей школе
и техникумах" (1932) и СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О работе высших учебных заведений
и руководстве высшей школой" (1936), постановления ЦК КПСС и Совета Министров
СССР "О мерах по дальнейшему развитию высшего и среднего специального образования,
улучшению подготовки и использования специалистов" (1963), "О мерах по
улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим
и средним специальным образованием в стране" (1966), "О мерах по дальнейшему
совершенствованию высшего образования в стране" (1972), "О завершении перехода
ко всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной
школы" (1972). Основными типами совр. системы пед. уч. заведений являются
педагогические
училища
(в т. ч. муз.-педагогические), индустриально-педагогические
техникумы, педагогические институты
(в т. ч. иностранных языков), а
также ун-ты. Учителей для младших классов школы, воспитателей дошкольных
учреждений и старших пионервожатых готовят пед. училища (на пед. работу
в школу направляется также часть выпускников других ср. спец. уч. заведений).
В уч. план подготовки учителей в пед. уч-щах включаются общеобразовательные
дисциплины, изучаемые в ср. школе, и специальные (методика преподавания,
анатомия и физиология детей младшего школьного возраста, школьная гигиена,
психология, педагогика и др.). Кроме того, предусматривается длительная
пед. практика. Учителей для ср. школы готовят пед. ин-ты и ун-ты. В пед.
ин-тах имеются следующие специальности с 4-летним сроком обучения: рус.
яз. и лит-pa, родной яз. и лит-pa, математика, физика, химия, биология,
география, история, черчение и рисование, педагогика и психология (дошкольная),
дефектология, физич. воспитание, музыка и пение, педагогика и методика
нач. обучения. По двухпрофильным специальностям (напр., биология и химия,
география и биология) и иностр. яз. установлен 5-летний срок обучения.
В уч. планы всех специальностей пед. ин-тов входят следующие дисциплины:
история КПСС, марксистско-ленинская философия, политич. экономия, науч.
коммунизм (факультативно изучаются основы марксистско-ленинской этики и
эстетики и основы науч. атеизма), педагогика, история педагогики, психология,
методика преподавания предмета, школьная гигиена, физич. воспитание. Ведущее
место в уч. плане занимают профилирующие дисциплины по избранной специальности.
Отличительной чертой университетского П. о. является более широкая научно-теоретич.
подготовка студентов, но вместе с тем несколько меньшая педагогическая
и методическая. Срок обучения, как правило, 5 лет. (О содержании и истории
развития отдельных видов П. о. см. в статьях об отраслях образования, напр.
Историческое
образование, Механико-математическое образование
и др.) Пед. уч. заведения
и ун-ты в целом удовлетворяют потребности общеобразовательной школы в учителях.
В 1974/75 уч. г. подготовку учителей осуществляли св. 400 пед. уч-щ (ок.
300 тыс. уч-ся), 199 пед. ин-тов, 63 ун-та (см. табл.). В 1974 в общеобразоват.
школе работало 2,4 млн. учителей (в 1914 в России было 208 учительских
семинарий, 53 учительских ин-та, работало 280 тыс. учителей). Преподавателей
для ср. школы готовят также нек-рые искусств институты, физической культуры
институты.
О подготовке учителей за рубежом см. в разделе Просвещение
(Народное образование) в статьях об отдельных странах. Н. В. Александров.

Подготовка учителей в СССР в педагогических
институтах и университетах (на 1 окт. 1974, тыс. чел.)


























































































































































































































































































































Специальность


Приём


Контингент


Выпуск


пед. ин-ты


ун-ты


пед. ин-ты


ун-ты


пед. ин-ты


ун-ты


Русский язык
и лит-ра


30,9


8,6


153,9


44,3


26,4


6,2


Родной язык и
лит-pa народов СССР


7,9


4,5


42,8


25,5


8,1


3,8


Романо-германские
языки и лит-ра




5,1




26,8




3,9


Иностранные языки


18,1




87,4




16,6




Математика


27,8


9,4


125,9


40,8


22,4


4,9


Физика


9,9


7,8


41,5


34,8


8,9


5,3


Биология


11,6


6,7


69,3


35,6


13,2


5,7


Химия


1,7


5,4


7,0


26,1


0,7


4,7


География


7,1


3,8


37,5


20,0


6,2


3,1


История


11,7


8,6


60,6


48,6


10,2


7,0


Черчение и рисование


2,8




11,8




1,6




Педагогика н
психология (дошкольная)


5,1




25,0




4,6




Дефектология


2,1




9,7




2,0




Физическое воспитание


10,9




45,6




8,7




Музыка и пение


2,8




11,3




2,2




Общетехнические
дисциплины


4,8




17,0




1,4




Педагогика Пи
методика начального обучения


12, 4




56,4




10,3




Итого


227,5




1105,2




188,1








А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я