ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ научно
- исследовательские, научные учреждения Академии педагогических наук СССР
и мин-в просвещения (нар. образования) союзных республик. Осуществляют
фундаментальные и прикладные исследования по проблемам коммунистич. воспитания,
образования, обучения; подготовку и повышение квалификации научно-педагогич.
кадров; участвуют во внедрении результатов науч. исследований в практику,
в пропаганде передового пед. опыта и пед. знаний, в создании учебников,
уч. и методич. пособий; оказывают научно-методич. помощь органам нар. образования,
ин-там усовершенствования учителей.


В системе АПН СССР (1974) 12 НИИ, реорганизованных
из соответствующих ин-тов АПН РСФСР или созданных на базе их подразделений
в 1969; 11 НИИ в Москве: Ин-т общей педагогики (на базе НИИ теории и истории
педагогики, осн. в 1944), 230 науч. сотрудников, в т. ч. 15 докторов и
96 кандидатов наук; Ин-т общей и пед. психологии (на базе Ин-та психологии,
осн. в 1912 при Московском ун-те и вошедшего в 1944 в состав АПН РСФСР,
в 1972 награждён орденом Трудового Красного Знамени), ок. 250 сотрудников,
в т. ч. 24 доктора и 96 кандидатов наук; Ин-т общих проблем воспитания
(на базе НИИ теории и истории педагогики), ок. 150 сотрудников, в т. ч.
3 доктора и 56 кандидатов наук; Ин-т содержания и методов обучения (на
базе НИИ общего и политехнич. образования, осн. в 1944, до 1960 наз. Ин-том
методов обучения), св. 250 сотрудников, в т. ч. 17 докторов и 131 кандидат
наук; Ин-т физиологии детей и подростков (на базе НИИ возрастной физиологии
и физич. воспитания, осн. в 1944 как Ин-т школьной гигиены, в 1949-63 Ин-т
физич. воспитания и школьной гигиены), св. 100 сотрудников, в т. ч. 13
докторов и 49 кандидатов наук; Ин-т дошкольного воспитания (на базе НИИ
того же названия, осн. в 1960), св. 100 сотрудников, в т. ч. 6 докторов
и 42 кандидата наук; Ин-т трудового обучения и профессиональной ориентации
(на базе НИИ производственного обучения, осн. в 1960), св. 60 сотрудников,
в т. ч. 5 докторов и 36 кандидатов наук; Ин-т школьного оборудования и
технич. средств обучения (осн. в 1969), св. 60 сотрудников, в т. ч. 4 доктора
и 26 кандидатов наук; Ин-т художественного воспитания (на базе НИИ того
же названия, осн. в 1947), св. 50 сотрудников, в т. ч. 3 доктора и 27 кандидатов
наук; Ин-т преподавания русского языка в нац. школе (осн. в 1969), ок.
50 сотрудников, в т. ч. 5 докторов и 25 кандидатов наук; Ин-т дефектологии
(на базе НИИ того же названия, ведёт свою историю с 1920, с 1944 был в
составе АПН РСФСР), ок. 150 сотрудников, в т. ч. 17 докторов и 82 кандидата
наук; Ин-т общего образования взрослых [на базе НИИ вечерних (сменных)
и заочных средних школ, осн. в 1960 в Ленинграде], ок. 100 сотрудников,
в т. ч. 6 докторов и 44 кандидата наук. Право принимать к защите докторские
и кандидатские диссертации имеют НИИ общей педагогики, общей и пед. психологии,
физиологии детей и подростков, содержания и методов обучения, дефектологии;
кандидатские - НИИ общих проблем воспитания, школьного оборудования и технич.
средств обучения, трудового обучения и проф. ориентации, преподавания рус.
языка в нац. школе. Во всех НИИ АПН СССР есть аспирантура, организована
науч. стажировка. НИИ имеют 14 экспериментальных школ; проводят науч. исследования
в 800 опорных учебно-воспитат. учреждениях.


Пед. НИИ имеются во всех союзных республиках
(1974): Ин-т школ Мин-ва просвещения РСФСР (осн. в 1967 в Москве), Ин-т
национальных школ Мин-ва просвещения РСФСР (1949, Москва), Ин-т педагогики
Мин-ва просвещения УССР (1926, Киев), Ин-т психологии Мин-ва просвещения
УССР (1945, Киев), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения БССР (1928, Минск),
Ин-т пед. наук Мин-ва просвещения Узб. ССР (1929, Ташкент, филиал в Нукусе,
Каракалпакская АССР), Ин-т пед. наук им. И. Алтынсарина Мин-ва просвещения
Казах. ССР (1933, Алма-Ата), Ин-т пед. наук им. Я. С. Гогебашвили Мин-ва
просвещения Груз. ССР (1929, Тбилиси), Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе
АН Груз. ССР (1941, Тбилиси), Азербайджанский гос. ин-т педагогики (1931,
Баку), Ин-т педагогики Мин-ва просвещения Литов. ССР (1958, Вильнюс), Ин-т
педагогики Мин-ва нар. образования Молд. ССР (1946, Кишинёв), Ин-т педагогики
Мин-ва просвещения Латв. ССР (1952, Рига), Ин-т педагогики Мин-ва нар.
образования Кирг. ССР (1951, Фрунзе), Ин-т пед. наук Мин-ва нар. образования
Тадж. ССР (1933, Душанбе), Ин-т пед. наук Мин-ва просвещения Арм. ССР (1939,
Ереван), Ин-т пед. наук Мин-ва нар. образования Туркм. ССР (1954, Ашхабад),
Ин-т педагогики Мин-ва просвещения Эст. ССР (1959, Таллин). В 1944 организован
в Махачкале НИИ школ Мин-ва просвещения Дагестанской АССР. В 1974 в республиканских
пед. НИИ работало св. 1,5 тыс. науч. сотрудников, в т. ч. 62 доктора и
ок. 600 кандидатов пед. наук.


Действуют также Всесоюзный н.-и. ин-т профтехобразования
Гос. Комитета Сов. Мин. СССР по профтехобразованию (осн. в 1963, Ленинград;
ок. 200 науч. сотрудников, в т. ч. 3 доктора и 40 кандидатов наук) и НИИ
проблем высшей школы Мин-ва высшего и ср. спец. образования СССР (осн.
в 1974, Москва; ок. 200 науч. сотрудников, в т. ч. 10 докторов и 60 кандидатов
наук). в. С. Грибов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я