ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ отрасль
психологии, изучающая психич. явления, возникающие в условиях целенаправленного
пед. процесса; разрабатывает психологич. основы обучения и воспитания.
П.
п. тесно связана как с общей и детской психологией, так и с педагогикой.
Наиболее
типичным методом исследования для П. п. является метод "преобразующего
эксперимента" (обучающего или воспитывающего), т. е. изучение тех изменений,
к-рые происходят в психике ребёнка (подростка, юноши) в течение и в результате
экспериментально организованного пед. процесса. Такого рода исследование
имеет целью выделить из мн. факторов, одновременно воздействующих на подрастающего
человека в реальном процессе воспитания и обучения, те, к-рые оказали решающее
влияние на ход формирования изучаемых сторон личности.


П. п. как самостоят. отрасль психологич.
науки оформилась на рубеже 19-20 вв. (в 1906-16 проведено 5 всеросс. съездов
по проблемам П. п.), хотя попытки применять данные психологии к пед. практике
были значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни
ребёнка утверждали мн. крупнейшие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, Дж.
Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. К. Д. Ушинский считал, что "если
педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде
узнать его тоже во всех отношениях" (Соч., т. 8, 1950, с. 23). Требования,
предъявляемые к психологии пед. теорией и практикой, развитием самой психологич.
науки, определили выделение П. п. как самостоят. отрасли психологии.


П. п. включает два раздела - психологию
воспитания и психологию обучения. Задачи психологии воспитания: разработка
психологич. основ формирования личности (мировоззрения, направленности
и устойчивости личности, нравственно-психологич. качеств, чувств и привычек),
индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутр. мира, развития
индивидуальных способностей); установление психологич. предпосылок пед.
организации детского, молодёжного коллективов и т. д. Одной из наиболее
актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение
условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует: процессы
усвоения уч-ся знаний, умений и навыков в уч. и трудовой деятельности;
роль практич. деятельности как источника знаний и условия их применения,
влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода
знаний в убеждения и формирование науч. мировоззрения.


Исследования по П. п. имеют важное значение
для разработки частных методик обучения, создания уч. программ и учебников,
построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной работы школы
и применяемых в ней мер пед. воздействия, а также для развития самой психологич.
теории.


Лит.: Джемс В., Беседы с учителями
о психологии, П., 1919; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания.
Собрание сочинений, т. 8, М.- Л., 1950; Славина Л. С., Индивидуальный подход
к неуспевающим и недисциплинированным ученикам, М., 1958; Блонский П. П.,
Избранные педагогические произведения, М., 1961; Божович Л. И., Личность
и ее формирование в детском возрасте, М., 1968; Психологические проблемы
неуспеваемости школьников. Под ред. Менчинской, 1971; Давыдов В. В., Виды
обобщения в обучении, М., 1972; Крутецкий В. А., Основы педагогической
психологии, М., 1972; Возрастная и педагогическая психология. Под ред.
А. В. Петровского, М., 1973, гл. 7-9.

Л. И. Божович.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я