Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > Педагогическая наука в СССР.

Педагогическая наука в СССР.

Педагогическая наука в СССР. Великая
окт. социалистич. революция создала необходимые предпосылки для претворения
в жизнь марксистско-ленинской концепции воспитания. Сов. пед. наука, руководствуясь
учением марксизма-ленинизма о человеке и обществе, гл. внимание уделила
разработке принципов построения единой трудовой политехнич. школы, определению
содержания обучения и воспитания в ней, отысканию путей и методов активизации
учебно-воспитат. работы, проблемам воспитывающего коллектива (Н. К. Крупская,
А.
В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, П. Н.
Лепешинский,
А.
С. Макаренко и др.).


Разработка теоретич. проблем сов. П., связанных
с выяснением взаимоотношений с др. науками, с определением её предмета,
задач и методов и т. п., вызвала необходимость критич. пересмотра пед.
концепций и теорий прошлого.


Уже в 20-е гг. Наркомпросом РСФСР были
созданы в Москве н.-и. ин-ты методов школьной работы (1922), методов внешкольной
работы (1923), науч. педагогики при 2-м МГУ (1926), в Ленинграде - Ин-т
научной педагогики (1924). В 1931 в Москве основан Ин-т политехнич. образования
(в 1937 преобразован в Ин-т ср. школы). В 1938 все н.-и. ин-ты пед. профиля
были объединены в Ин-т школ Наркомпроса РСФСР. Во 2-й пол. 20-х гг. пед.
н.-и. учреждения были открыты на Украине (1926), в Белоруссии (1928), в
Грузии (1929), в Азербайджане (1931), в 40-50-е гг.- в др. союзных республиках
(см. Педагогические институты научно-исследовательские). В 1943
с целью консолидации н.-и. работы в области П. учреждена Академия пед.
наук РСФСР, преобразованная в 1966 в Академию педагогических наук СССР.


Становление и развитие сов. П. связано
с именами таких известных педагогов, как П. П. Блонский, А. П. Пинкевич,
Б.
П. Есипов, М. А. Данилов, Ш. И. Ганелин, Л. В. Занков, М. Н. Скаткин, И.
Т. Огородников, С. Г. Шаповаленко (дидактика), В. А. Сухомлинский,
И.
Ф. Свадковский, И. А. Каиров, Н. К. Гончаров, Э. И. Моносзон, Н.
И. Болдырев (теория и методика воспитания), Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский,
В. 3. Смирнов, Ф. Ф. Королёв, Д. О. Лордкипанидзе, И. К. Кадыров,
М. М. Мехти-заде, А. А. Курбанов, С. X. Чавдаров, А. Э. Измайлов, С. Р.
Раджабов (история педагогики) и др. За годы Сов. власти подготовлены науч.
издания пед. сочинений мн. выдающихся мыслителей прошлого, внёсших вклад
в создание фундамента пед. науки (Коменского, Дистервега, Локка, Песталоцци,
Гербарта, Фурье, Оуэна, Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова,
Писарева, Ушинского, Лесгафта и др.). Вместе с тем критич. анализу были
подвергнуты осн. течения в П. эпохи империализма (новое воспитание, трудовая
школа, прагматизм, экспериментальная педагогика и др.).


Обобщению и систематизации достижений сов.
П. способствовала подготовка учебников и уч. пособий по П. и истории, а
также подготовка справочно-энциклопедич. изданий ("Педагогическая энциклопедия",
т. 1-3, 1927-29; "Педагогический словарь", т. 1-2, 1960; "Педагогическая
энциклопедия", т. 1-4, 1964-68).


Отыскание оптимальных путей формирования
всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной,
физически совершенной, составляет гл. направление совр. исследований в
марксистской пед. науке. П. обосновывает пути развития содержания образования,
приведения его в соответствие с потребностями социалистич. экономики, культуры
и науки. Для эпохи научно-технич. революции характерно быстрое приращение
знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёма науч.
образования, к-рое должно давать школа при почти не изменяющихся возможностях
её самой и уч-ся (продолжительность срока обучения, длительность уч. дня,
физич. силы и утомляемость уч-ся и т. п.). П. разрабатывает новые принципы
и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц
усвоения, генерализации знаний применительно к нуждам общего образования,
усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа
политехнизации как одного из ведущих критериев отбора науч. материала,
подлежащего изучению в школе, и т. п.


Направление исследований в области организации
уч. работы связано с поисками путей активизации уч-ся, развития их самостоятельности
и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования,
имеющие целью модернизацию классич. формы урока посредством введения в
его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы уч-ся при
сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные
на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития
у уч-ся познавательных интересов и способностей, выработки у них умений
рациональной организации труда. Важнейшим направлением исследований в П.
является разработка вопросов, связанных с идейно-политич. и нравств. воспитанием
молодёжи, с формированием у неё коммунистич. мировоззрения (содержание
и закономерности процесса формирования коммунистич. взглядов и убеждений,
действенные пед. средства, обеспечивающие выработку у молодёжи единства
коммунистич. сознания и поведения). Дальнейший прогресс П. как науки в
значит. степени зависит от разработки теоретич. проблем, связанных с уточнением
её предмета, категорий, терминологич. аппарата, с совершенствованием методов
исследования и укреплением связей с др. науками.


Большую актуальность имеют также пед. исследования,
посв. истории отдельных пед. проблем и их решений, генезису различных пед.
концепций, теорий, методов, понятий и т. д. Такой подход превращает историю
педагогики в подлинную историю науки о воспитании, придаёт историко-пед.
исследованиям прогностич. значимость.


В др. социалистических странах разработке
проблем П. также уделяется большое внимание; созданы пед. н.-и. ин-ты (в
ГДР -Академия пед. наук). В европ. социалистич. странах сформировалось
поколение педагогов-марксистов, к-рые вносят существенный вклад в разработку
теории и практики коммунистич. воспитания (Г. Нойнер, К. X. Гюнтер, Э.
Дрефенштедт, X. Штольц, Г. Франкевич и др.- ГДР; М. Ципро, Б. Куял.С. Маржан,
Э. Страчар, Г. Павлович, О. Павлик, Л. Бакош и др.- Чехословакия; В. Оконь,
И. Куписевич, К. Сосницкий и др.- Польша; Н. Чакаров, Д. Цветков, Ж. Атанасов
и др.- Болгария; И. Сарка, Ш. Надь, Е. Фельдеш и др.- Венгрия и т. д.).



Современная буржуазная педагогика. Разработку
пед. проблем в крупнейших капиталистич. странах осуществляют: в США - Амер.
ассоциация исследований, Нац. ассоциация образования, общество "Фи Дельта
Каппа", Бюро пед. тестирования, кафедры и др. подразделения Колумбийского,
Гарвардского, Принстонского, Чикагского и др. ун-тов; в Великобритании
- Нац. ин-т пед. исследований, Ин-т педагогики Лондонского ун-та; во Франции
- Нац. ин-т пед. исследований и пед. документации, нек-рые региональные
пед. центры; в ФРГ- Нем. ин-т науч. педагогики, ин-ты Коменского, междунар.
пед. исследований и др.


В совр. бурж. П. отсутствует единство в
подходах к основным проблемам воспитания, что является следствием её зависимости
от различных школ идеалистич. философии, от тех или иных религиозных учений
и находит отражение в названиях самих течений, выделяемых в рамках П.:
П. неопозитивизма (Б. Рассел, Т. П. Нанн), П. экзистенциализма (Ж. П. Сартр,
О. Ф. Больнов), католич. П., или П. неотомизма (Ж. Маритен, Ф. К. Эггерсдорфер),
евангелич. П. (М. Штальман, К. Шаллер) и т. д. По существу это не собственно
пед. течения, а точки зрения на воспитание представителей соответствующих
философских или религ. учений. Наблюдается тенденция к раздроблению П.
на частные дисциплины, к-рым нередко придаётся самодовлеющее значение:
сравнительная П. (Д. Бередей, У. Брикмен, Дж. Лоурайс, Ф. Хилькер, Л. Фрезе),
кибернетич. П. (Ф. фон Кубе, Г. Франк), групповая П. (М. Кельбер, Э. Гофман)
и т. д.


Наибольшее место в совр. бурж. П. отводится
разработке проблем дидактики, особенно раскрытию психология, механизмов
обучения и учения (Дж. Бруннер, Ж. Пиаже, Г. Рот) и их максимальной индивидуализации,
граничащей с индивидуальным обучением. Применительно к этим целям разрабатывается
методика использования в обучении аудиовизуальных средств. Популярное в
50-60-х гг. программированное обучение не оправдало возлагавшихся на него
надежд: спец. исследования, проводившиеся в США в конце 60-х гг., показали
неэффективность 70% обучающих программ. Во мн. странах, прежде всего в
США, большое внимание уделяется проблемам модернизации содержания образования.
Усилилась разработка вопросов нравственного воспитания, к-рые трактуются,
как правило, в духе религиозной морали, индивидуализма и абстрактного гуманизма.
Зависимость от идеалистич. философии и социально-политич. идеалов империалистич.
кругов определяет осн. направленность изысканий в области воспитания, к-рое
используется для внедрения в сознание молодёжи "моральных ценностей" бурж.
общества, идей "социального партнёрства", конвергенции и т. д. Невозможность
решить насущные проблемы обучения и воспитания в условиях капитализма способствует
распространению убеждения, что школа вообще изжила себя и что общество
будущего сможет обходиться без неё. В большинстве случаев в работах буржуазных
педагогов по вопросам воспитания явно или скрыто проповедуется антикоммунизм.
значит. противодействие распространению бурж. концепций воспитания в капиталистических
странах оказывают педагоги-марксисты, пропагандирующие достижения социалистич.
педагогики и подвергающие критике антидемократизм и антинаучность теории
и практики воспитания в бурж. мире.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании
и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд.,
М., 1973; Блонский П., Педагогика, 8 изд., М., 1924; Пи истрак, Педагогика,
М., 1936; Медынский e. n., История русской педагогики, 2 изд., М., 1938;
Педагогика. Под ред. П. Н. Груздева, М., 1940; Педагогика. Под ред. И.
А. Каирова, 2 изд., М., 1948; Шимбирев П. Н., Огородников И. Т., Педагогика,
М., 1954; Педагогика. Под ред. И. А. Каирова, М., 1956; Королев ф. ф.,
Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917-1920, М., 1958; Королев
ф. ф., Равкин З. И., Корнейчик Т. Д., Очерки по истории советской школы
и педагогики. 1921 - 1931, М., 1961; Общие основы педагогики. Под ред.
ф. ф. Королева, В. Е. Гмурмана, М., 1967; Педагогика, М., 1968; Огородников
И. Т., Педагогика, М., 1968; Ильина Т. А., Педагогика, М., 1969; Константинов
n. a., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 4 изд., М.,
1974; Чакъров Н., Съвременната буржоазна педагогика София, 1964; Вramеld
Т., Philosophies of education in cultural perspective, N. Y. 1955; Ga1
R., Ou en est la pedagogic. P., 1961; Сhmaj L., Prady i kierunki w pedagogice
XX wieku, Warsz., 1963; Wilhelm Th., Padagogik der Gegewart, 3 Aufl., Stuttg.,
1963; Ваllauf Т h., Systematische Padagogik, 2 Aufl., Hdlb., 1966; Roth
H., Padagogische Anthropologie, Bd 1 - 2, Hannover, 1966-71; Hlstona wychowania.
Pod red. L. Kurdybachy, t. 1 - 2, Warsz., 1967 - 68; Ballauf Th., Schaller
K., Padagogik, eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 1-3, Freiburg-Munch.,
1969-73.


См. также статьи Педагогические журналы,
Педагогические энциклопедии.

А. И. Пискунов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я