ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ перемещение
людей с помощью разных видов транспорта. Различают внутригородские, пригородные,
междугородные, международные, в т. ч. межконтинентальные, П. п. Измеряются
числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро-километров,
т. е. произведением числа пассажиров на расстояние перевозки (пассажирооборот).


Внутригородские П. п. осуществляются автобусами,
гор. электрич. транспортом (троллейбусы, трамваи), такси, а также водным
и ж.-д. транспортом; в крупных городах (с населением св. 1 млн. чел.)-метрополитеном
(см. Городской транспорт). В пригородном сообщении преобладает железнодорожный
транспорт
и автобусный, в дальних сообщениях - ж.-д. и воздушный
транспорт,
в межконтинентальных - воздушный и морской транспорт.
П.
п. систематически возрастают в связи с развитием обществ. разделения труда,
увеличением объёмов произ-ва, численности населения, размеров городов.
За период с 1913 по 1970 пассажирооборот во всём мире, по ориентировочным
расчётам, возрос в 15,6 раза (с 530 млрд. пассажиро-километров до 8270
млрд.). В несколько большем темпе возрастал пассажирооборот в СССР: 32,7
млрд. пассажиро-километров в 1913 и 553,1 млрд. в 1970, т. е. увеличился
в 16,8 раза (без гор. электрич. транспорта и автомобилей личного пользования).


В 1913 почти 98% П. п. в мире выполнялось
транспортом общего пользования, гл. обр. магистральными жел. дорогами и
гор. электрич. транспортом. Особенно быстро возрастают П. п. автомоб. и
возд. транспортом (см. Автомобильный транспорт). Удельный вес автомоб.
транспорта в мировом пассажирообороте возрос с 3,4% в 1913 до 74,7% в 1970,
а воздушного-с 0,1% в 1937 до 6,5% в 1970. Ок. 60% всех П.п. осуществляется
автомобилями личного пользования, в США -св. 90%. Развитие автомоб. транспорта
вызывает ряд отрицательных последствий: чрезмерную перегрузку уличных магистралей
в часы "пик", увеличение числа несчастных случаев, загрязнение воздуха.
Поэтому в социалистич. странах, несмотря на быстрый рост количества автомобилей
личного пользования, в крупных городах в П. п. преобладает городской транспорт
общего пользования, гл. обр. электрический, наилучшим образом удовлетворяющий
сан.-гигиенич. требованиям.


Лит.: Транспортная система мира.
Под ред. С. С. Ушакова и Л. И. Василевского, М., 1971; Транспорт и связь
СССР. Стат. сб., М., 1972; Новейшие тенденции развития транспорта за рубежом.
Труды Ин-та комплексных транспортных проблем при Госплане СССР, в. 38,
М., 1973. Е. Д. Хануков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я