ПАСКАЛЬ

ПАСКАЛЬ (Pascal) Блез (19.6.1623,
Клермон-Ферран,- 19.8.1662, Париж), французский религ. философ, писатель,
математик и физик. Род. в семье высокообразованного юриста, занимавшегося
математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогич. идей М.
Монтеня;
рано
проявил выдающиеся математич. способности, войдя в историю науки как классический
пример отроческой гениальности .


Первый математич. трактат П. "Опыт теории
конических сечений" (1639, изд. 1640) являлся развитием трудовЖ. Дезарга,
содержал
одну из осн. теорем проективной геометрии - Паскаля теорему.
В 1641
(по др. сведениям, в 1642) П. сконструировал суммирующую машину. К 1654
закончил ряд работ по арифметике, теории чисел, алгебре и теории вероятностей
(опубликованных в 1665). Круг математич. интересов П. был весьма разнообразен.
П. нашёл общий алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого
числа на любое другое целое число (трактат "О характере делимости чисел"),
способ вычисления биномиальных коэффициентов (см. Арифметический треугольник),
сформулировал
ряд основных положений элементарной теории вероятностей ("Трактат об арифметическом
треугольнике", опубл. в 1665, и переписка с П. Ферма). В этих работах
П. впервые точно определил и применил для доказательства метод математической
индукции. Труды П., содержащие изложенный в геометрич. форме интегральный
метод решения ряда задач на вычисление площадей фигур, объёмов и площадей
поверхностей тел, а также др. задач, связанных с циклоидой, явились существенным
шагом в развитии анализа бесконечно малых. Теорема П. о характеристич.
треугольнике послужила одним из источников для создания Г. Лейбницем
дифференциального
и интегрального исчисления.


Вместе с Г. Галилеем и С. Стевином
П.
считается основоположником классич. гидростатики: он установил её
осн. закон (см. Паскаля закон), принцип действия гидравлич. пресса,
указал на общность осн. законов равновесия жидкостей и газов. Опыт, проведённый
под рук. П. (1648), подтвердил предположение Э. Торричелли о существовании
атм. давления. По материалам 2-го издания БСЭ.


Работа П. над проблематикой точных наук
в основном относится к 1640-1650-м гг. Разочаровавшись в "отвлечённости"
этих наук, П. обращается к религиозным интересам и философской антропологии.
Сблизившись с представителями янсенизма, он с 1655 ведёт полумонашеский
образ жизни в янсенистской обители Пор-Руаяль - де - Шан, вступив в энергичную
полемику по вопросам религиозной этики с иезуитами; плодом этой полемики
стали "Письма к провинциалу" (1657)-шедевр франц. сатирич. прозы. В центре
занятий П. в последние годы жизни - попытка "оправдания" христианства средствами
филос. антропологии. Этот труд не был закончен; афористич. наброски к нему
после смерти П. в "исправленном" виде вышли в свет под заглавием "Мысли
г. Паскаля о религии и о некоторых других предметах" (1669). Только текстологич.
работа 19-20 вв. восстанавливает подлинный текст "Мыслей".


Место П. в истории философии определяется
тем, что это первый мыслитель, к-рый прошёл через опыт механистич. рационализма
17 в. и со всей остротой поставил вопрос о границах "научности", указывая
при этом на "доводы сердца", отличные от"доводов разума", и тем предвосхищая
последующую иррационали-стич. тенденцию в философии (Ф. Г. Якоби, романтизм
и
т. д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя осн. идеи
христианства из традиц. синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского
или неоплатонич. типа, а также с политич. идеологией монархизма (т. н.
"союз трона и алтаря"), П. отказывается строить искусственно гармонизированный
теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: "это вечное
молчание безграничных пространств ужасает меня". П. исходит из образа человека,
воспринятого динамически ("состояние человека - непостоянство, тоска, беспокойство"),
и не устаёт говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно
о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек -"мыслящий тростник",
"в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли
я объемлю её"). Сосредоточенность П. на антропологич. проблематике предвосхищает
понимание христ. традиции у С. Кьеркегора и Ф. М. Достоевского.


П. сыграл значит. роль в формировании франц.
классич. прозы; его влияние испытали Ф. Ларошфуко и Ж. Лабрюйер, М. Севинье
и М. Лафайет.


Соч.: CEuvres, v. 1 - 11, P., 1908 - 14;
Pensees, v. 1-3, P., 1951; в рус. пер.- Письма к провинциалу, СПБ, 1898;
Мысли, М., 1905; Начала гидростатики: Архимед, Стэвин, Галилей, Паскаль,
М.- Л., 1933; в кн.: Ф. де Ларошфуко, Максимы. - Б. Паскаль, Мысли. - Ж.
де Лабрюйер. Характеры, М., 1974.


Лит.: Филиппов, Паскаль, его жизнь
и научно-философская деятельность, СПБ, 1891; Бутру Э., Паскаль, пер. с
франц., СПБ, 1901; Коцюбинский С. Д., Литературное наследие Паскаля, "Уч.
зап. ЛГУ. Сер. филологических наук", 1941, в. 8; Кляус С. Е., Погpебысский
И. Б., Франкфурту. И., Паскаль, М., 1971; Maire A., Bibliographic generale
des ceuvres de B. Pascal t. 1-5, P., 1925-27; Mesnard J., Pascal. L'homme
et l'oeuvre, P., 1951; Сresson A,, Pascal, savie.sonosuvre, P.,1956; Pascal
present. 1662-1962 (Recueil d'articles), Clermont-Ferrand, [1962]. С. С.
Аверинцев.





А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я