ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от позднелат. partes
- голоса, мн. ч. от лат. pars - часть, участие), стиль рус. многоголосного
хорового иск-ва. Теория П. п. обобщена в "Мусикийской грамматике" Н. П.
Дилецкого (70-е гг. 17 в.). П. п. было перенесено с Украины в сер. 17 в.,
официально утвердилось со времени приглашения в Москву укр. церк. певчих
(1652) и пользовалось распространением в России до последней четверти 18
в. Различают 2 вида П. п.: с постоянным складом многоголосия при одновременном
произнесении текста и отсутствии пауз в хоровых голосах; с переменным складом
многоголосия, сопоставлениями звучания всего состава хора и групп голосов,
имитациями, вызывающими разновременное произнесение текста. Количество
голосов было различным - от 3 до 12, в единичных случаях - до 16, 24, 48.
Тексты заимствовались из литургии, всенощной и др. служб. Особенно развитой
фактурой отличались партесные концерты. Создателями этих произв. были укр.
и рус. композиторы, среди них - Василий Титов, служивший в государевых
певчих дьяках (1678-98). Распространению П. п. служило исключительно переписывание
рукописей. Большая их коллекция находится в архиве Историч. музея в Москве,
имеются они и в др. архивах. Изданий произв. П. п. почти не было, нек-рые
образцы приведены в сов. книгах по истории музыки. Последнее из таких изданий
- "Памятники русского музыкального искусства" (в. 2, 1973). Лит.; Ливанова
Т. Н., Очерки и материалы по истории русской музыки, в. 1, М., 1938; История
русской музыки, т. 1, М., 1972. В. В. Протопопов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я