ПАРСУНА

ПАРСУНА (искажение слова "персона",
от лат. persona - личность, лицо), произведение русской портретной живописи
17 в. Первые П. ни техникой исполнения, ни образным строем фактически не
отличаются от произведений иконописи (П. царя Фёдора Ивановича,
1-я пол. 17 в., Исторический музей, Москва). Во 2-й пол. 17 в. развитие
П. идёт по двум направлениям. Первому присуще ещё большее усиление иконного
начала, черты реального персонажа как бы накладываются на идеальную схему
лика его святого патрона (П. царя Фёдора Алексеевича, 1686, Исторический
музей). Второе направление, не без влияния работавших в России иностранцев,
постепенно усваивает приёмы зап.-европ. живописи, стремится к передаче
индивидуальных особенностей модели, объёмности форм, вместе с тем сохраняя
традиц. застылость в трактовке одежд (парсуна Г. П. Годунова). Во 2-й пол.
17 в. П. иногда пишут на холсте масляными красками, порой с натуры. Как
правило, П. создавались живописцами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаковым,
И. Максимовым, И. А. Безминым, В. Познанским, Г. Одольским, М. И. Чоглоковым
и др.).

Парсуна М. В. Скопина-Шуйского. 1-я
половина 17 в. Исторический музей. Москва.

Парсуна Г. П. Годунова. 1686.

Исторический музей. Москва.


Лит.: Новицкий А., Парсунное письмо
в Московской Руси, "Старые годы", 1909, июль - сентябрь; Овчинникова Е.
С., Портрет в русском искусстве XVII века, М., 1955. Л. В. Бетин.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я