ПАРОХОДСТВО

ПАРОХОДСТВО предприятие водного
транспорта, осуществляющее перевозки грузов и пассажиров на трансп. судах
по
морским путям (морские П.) и внутр. водным путям (речные и озёрные П.).
В СССР в ведении П., кроме флота, находятся также порты и судоремонтные
з-ды. В ряде стран наряду со словом "П." применяется термин "пароходная
компания". Во флотах речных П. США преобладают толкаемые составы, а самоходных
судов мало. Флот П. Великих озёр в США и Канаде состоит преим. из самоходных
судов. Во флотах речных П. Зап. Европы на главных реках преобладают самоходные
суда; несамоходные составы применяются главным образом на второстепенных
реках и каналах. П. СССР и др. социалистич. стран Европы используют самоходные
суда, буксируемые и толкаемые составы. П. КНР, ДРВ, а также мн. развивающихся
стран имеют, кроме судов с механич. двигателями, парусные и гребные суда.


Суда морских и речных П. делятся по назначению
на грузовые, грузо-пассажирские и пассажирские. Подавляющее большинство
П. не специализировано и выполняет перевозки любых грузов, а нек-рые П.
и пассажиров. Осуществляемые мор. П. сообщения подразделяются на регулярные
- рейсовые или лайнерные, выполняемые по расписаниям на определённых мор.
путях - линиях П., и трамповые (только грузовые), осуществляемые по любым
водным путям и в любой порт, куда грузовладельцы фрахтуют судно у П. Лишь
нек-рые морские П. ограничиваются линейным судоходством. Многие П. эксплуатируют
как лайнеры, так и трамповые суда, другие занимаются только трамповым судоходством,
выполняющим большую часть морского грузооборота. Среди речных и морских
П. преобладают предприятия транспорта общего пользования.


В СССР П. организованы в основном по географич.
признакам: по морским бассейнам и участкам морских побережий, по бассейнам
речных систем и т. д. В 1973 насчитывалось 18 морских П.; ими руководят
3 объединения: Сев.-Зап. флот с двумя бассейнами - Балтийским и Северным;
Юж. флот (Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны); Дальневосточный
флот. Юж. флот включает, в частности, Дунайское П., выполняющее морские,
речные и смешанные сообщения по Дунаю. Речных П. и трансп. управлений речного
транспорта в СССР 33, из них в РСФСР речных пароходств 20, включая специализированное
П. "Волготанкер", осуществляющее только перевозки наливных грузов, в др.
союзных республиках-транспортные управления. Амурское, Сев.-Зап., Беломорско-Онежское,
Зап., Волго-Донское и "Волготанкер" П. выполняют также смешанные перевозки
грузов в сообщении река - море между внутр. и зарубежными портами. По тоннажу
судов и размерам перевозок крупные П. СССР превосходят большинство П. капиталистич.
стран.


П. СССР являются гос. хозрасчётными предприятиями
с самостоят. балансом, действующими по уставу, утверждённому Мин-вом мор.
флота СССР или соответствующим респ. Мин-вом речного флота. П. организуют
перевозки пассажиров и грузов между населёнными пунктами и портами бассейна
на основании гос. плана перевозок, выполняют плановые задания по внешнеторг.
перевозкам между портами СССР и портами др. стран, а также перевозки грузов
зарубежных фрахтователей между иностр. портами на междунар. морских путях.
П. осуществляют также мероприятия по развитию водного транспорта, улучшению
водных путей и реконструкции портов в соответствующем бассейне, обеспечивают
правильную технич. эксплуатацию судов и портового оборудования и т. д.


П. капиталистич. стран, в отличие от предприятий
ж.-д. и возд. транспорта, в малой степени затронуты процессом национализации.
По
уровню концентрации они также уступают ж.-д. компаниям и авиалиниям, но
далеко превосходят предприятия автотранспорта. Однако концентрация П. значительно
выше, чем до 2-й мировой войны 1939-45. Так, напр., в 1973 24 крупнейших
П. Великобритании владели 70% тоннажа брит. флота, 8 главных П. Японии
- 55% тоннажа япон. флота. Общее кол-во П. капиталистич. и развивающихся
стран составляет (1973) ок. 3 тыс., в т. ч. 2,5 тыс. морских П.; большинство
их имеет по нескольку судов, самые мелкие - одно судно, наиболее крупные
- сотни судов. Многочисленные П., действующие в пределах одного и того
же бассейна и обслуживающие одни и те же линии регулярного судоходства,
ожесточённо конкурируют друг с другом на фрахтовых рынках. Вместе с тем
большинство П. капиталистич. стран объединено финанс. и отчасти технико-экономич.
связями в сравнительно немногочисленные группы. Ещё более широкой формой
объединения морских П. одного бассейна, даже принадлежащих разным странам,
являются т. н. Морские конференции, регулирующие условия фрахтования и
фрахтовую политику входящих в их состав П.


См. также Морской транспорт, Речной
транспорт, Судоходство.

Л. И. Василевский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я