ПАРОДИЯ

ПАРОДИЯ (греч. parodia, букв.- пение
наизнанку), в лит-ре и (реже) в муз. и изобразит. иск-ве комическое подражание
художеств. произведению или группе произведений. Обычно П. строится на
нарочитом несоответствии стилистич. и тематич. планов художеств. формы;
два классич. типа П. (иногда выделяемые в особые жанры) - бурлеска,
низкий
предмет, излагаемый высоким стилем ("Похищенное ведро" А. Тассони, "Елисей..."
В. И. Майкова), и травестия, высокий предмет, излагаемый низким стилем
("Моргайте" Л. Пульчи, "Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку" Н. П.
Осипова). Осмеяние может сосредоточиться как на стиле, так и на тематике
- высмеиваются как заштампованные, отставшие от жизни приёмы поэзии, так
и пошлые, недостойные поэзии явления действительности; разделить то и другое
иногда очень трудно (напр., в рус. юмористич. поэзии 1850-1860-х гг., обличавшей
действительность с помощью "перепевов" из А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова).
Пародироваться может поэтика конкретного произведения автора, жанра, целого
лит. направления, целого идейного миросозерцания (все примеры можно найти
в произведениях
Козьмы Пруткова). По характеру комизма П. может
быть юмористической и сатирической, со мн. переходными ступенями. По объёму
П. обычно невелики, но элементы П. могут обильно присутствовать и в больших
произведениях ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, "Орлеанская девственница"
Вольтера, "История одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Улисс" Дж. Джойса).
Первые образцы П.. появились ещё в античности ("Батрахомиомахия", 6 в.
до н. э.); в ср. века широко бытовала П. библейских и литургич. текстов;
в дальнейшем почти каждая смена лит. эпох и направлений (Возрождения, барокко,
классицизма, романтизма, реализма, модернизма) обычно сопровождалась волной
П. с обеих сторон. В рус. лит-ре наиболее характерные для различных эпох
образцы П. принадлежат А. П. Сумарокову, А. А. Шаховскому, Н. А. Полевому,
И. И. Панаеву, В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, В. С. Соловьёву, А. А. Измайлову;
в сов. лит-ре известны пародии А. Г. Архангельского, А. М. Арго, А. Б.
Раскина и др. К П. близки случаи несоответствия стилистики и тематики,
не имеющие прямой комической окраски, напр. аналогии в сюжетной схеме "южных
поэм" и "Евгения Онегина" Пушкина; но такие случаи изучены недостаточно
и редко называются П.


В театре, цирке и на эстраде П. также обязательно
предполагает узнавание пародируемого предмета. Существовали спец. театры
П., напр. "Кривое зеркало" и др. Созданы оперные П. ("Опера нищего"
Дж. Гея и др.); яркая пародийно-сатирич. направленность отличала оперетту
19 в. (композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах). На сов. эстраде с П. выступают
А. И. Райкин, С. В. Образцов, Г. М. Дудник, Е. А. Арнольдова и др. Среди
виднейших исполнителей П. в рус. и сов. цирке-В. Е. Лазаренко, С. С. Альперов
и Бернардо, Б. П. Вяткин, Д. С. Альперов и М. П. Калядин, Эйжен и Лепом,
Карандаш и др. Снимаются фильмы-П. ("Лимонадный Джо", 1964, ЧССР, и др.).


Тексты: Русская литературная пародия, ред.
Б. Бегак, Н. Кравцов, А. Морозов, М.- Л., 1930 (есть лит.); Мнимая поэзия,
ред. и предисл. Ю. Н. Тынянова, М.- Л., 1931; Русская стихотворная пародия,
вступ. ст. и прим. А. А. Морозова, Л., 1960.


Лит.: Тынянов Ю. Н., Гоголь и Достоевский.
(К теории пародии), П., 1921; Томашевский Б. В., Теория литературы. Поэтика,
6 изд., М.- Л., 1931; Берков П. Н., Из истории русской пародии 18 - 20
вв., в сб.: Вопросы советской литературы, т. 5, М.-Л., 1957; Моpозов А.
А., Пародия как литературный жанр, "Русская литература", 1960, № 1; Рассадин
Ст., Законы жанра, "Вопросы литературы", 1967, № 10; Фрейденберг О. М.,
Происхождение пародии, в сб.: Труды по знаковым системам, т. 6, в. 308,
Тарту, 1973.


М. Л. Гаспаров (П. в литературе).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я