ПАРОВАЯ МАШИНА

ПАРОВАЯ МАШИНА поршневой первичный
двигатель, предназначенный для преобразования потенциальной тепловой энергии
(давления) водяного пара в механич. работу. Рабочий процесс П. м. обусловлен
периодич. изменениями упругости пара в полостях её цилиндра, объём к-рых
изменяется в процессе возвратно-поступат. движения поршня. Пар, поступающий
в цилиндр П. м., расширяется и перемещает поршень. Возвратно-поступательное
движение поршня преобразуется с помощью кривошипного механизма во
вращат. движение вала (рис.). Впуск и выпуск пара осуществляются системой
парораспределения.
Для
снижения тепловых потерь цилиндры П. м. окружаются
паровой рубашкой.

1916-2.jpg


Схема паровой машины: 1 - поршень; 2 -
шатун; 3 - коленчатый вал; 4 - маховик.


П. м. как универсальный двигатель впервые
создана Дж. Уаттом в 1774-84. Этому предшествовало изобретение Д.
Папеном
парового
котла в 1680, Т. Ньюкоменом - пароатмосферной водоподъёмной машины
в 1705, создание И. И. Ползуновым паровой воздуходувной машины в
1763-65. Будучи первым и до кон. 19 в. практически единственным универсальным
двигателем, она сыграла исключит. роль в прогрессе мировой пром-сти и транспорта
(см. Двигатель, Теплоэнергетика, Промышленный переворот).


Развитие П. м. шло в направлении создания
стационарных П. м. для фаб.-зав. предприятий и электростанций, паровозных
П. м. для ж.-д. транспорта, судовых П. м. для торг. судов и воен. кораблей,
локомобилей для нужд с. х-ва и местной пром-сти. П. м. уже ко 2-й пол.
19 в. достигла высокой надёжности и совершенства. Однако с нач. 20 в. П.
м. встретила всё усиливающуюся конкуренцию быстро прогрессирующих паровых
турбин
и двигателей внутреннего сгорания. Недостатки П. м.-
низкий кпд (от 1 до 20% ), ограниченные быстроходность (до 1000 об/мин)
и
агрегатная мощность (до 30000 л. с.), а также большие габариты и
масса - привели к тому, что производство П. м. к сер. 20 в. было прекращено.
П. м. можно встретить (1975) только на паровозах, локомобилях и
старых пароходах.


Лит.: Гриневецкий В. И., Паровые
машины, 2 изд., М., 1926; Общая теплотехника, 2 изд., М.- Л., 1952; Жиpицкий
Г. С., Паровые машины, 6 изд., М.-Л., 1951. С. М. Лосев.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я