ПАНТОМИМА

ПАНТОМИМА (от греч. pantomimes -
актёр, играющий с помощью одних телодвижений, букв.- всё воспроизводящий
подражанием), вид сценич. иск-ва, в к-ром гл. средством создания художеств.
образа является пластич. выразительность человеческого тела, жест, мимика.
Истоки иск-ва П. в Европе - в театре Др. Греции и Рима. В ср. века к П.
обращались гистрионы, жонглёры и др., в сер. 16-18 вв. она возродилась
в итал. комедии дель арте. В 19 в. П. как самостоят. театр. форму
развивали Дж. Гримальди (Великобритания), Ж. Б. Г. Дебюро (Франция)- создатель
знаменитой маски Пьеро. В последней трети 19 в. П. разыгрывались преим.
на сценах мюзик-холлов. Во Франции сформировалась т. н. марсельская школа
во главе с Л. Руффом. В Великобритании выступали Д. Лейно, Л. Тич, труппа
во главе с Ф. Карно, в к-рой начал творч. деятельность Ч. Чаплин. В нач.
20 в. П. занимала значит. место в работе видных режиссёров Германии (М.
Рейнхардт и др.). В 1930 - нач. 70-х гг. самые известные актёры П.- Ж.
Л. Барро, М. Марсо (Франция), Л. Фиалка (Чехословакия), X. Томашевский
(Польша).


В России П. входила в состав мн. нар. игр
и обрядов, выступлений скоморохов. В 19 в. П. ставились на подмостках
балаганов и в цирках. В 1910-х гг. выразит. средства П. привлекли внимание
реж. К. А. Марджанова, Еврейнова, А. Я. Таирова, В. Э. Мейерхольда.


Особый вид - П. в сопровождении музыки,
пения, ритмич. аккомпанемента - распространён с древнейших времён в Индии,
Индонезии и др. странах Азии.


Совр. П. включает в себя иск-во мима
(один
актёр) и представления со всеми признаками театр. спектакля. В Сов. Союзе
получили развитие оба вида.


Лит.: А., О пантомиме. Театр, кино,
М., 1964.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я